На сегодняшний день столицу обслуживают 9 железнодорожных вокзалов, каждый из которых работает с определенными сообщениями. В прошлом веке власти планировали сконструировать единый узел, который заменил бы все действующие вокзалы. Было составлено несколько проектов, и даже определенно место – Александровский сад. Однако в планы вмешалась ужасная Великая Отечественная война, и им не суждено было сбыться.
На данный момент московские вокзальные комплексы обслуживают нереальное количество пассажиров и с трудом справляются с заявленными нагрузками и пассажиропотоком. По этой причине столичные власти задумываются о создании 4 новых вокзалов.
Необычные факты
Вокзалы Москвы кроме Курского и Белорусского – конечные. Основная часть называется согласно осуществляемым сообщениями, но есть и исключения.
Три вокзала осуществляют перевозки до аэропортов: Белорусский в Шереметьево, Павелецкий – в Домодедово, Киевский – во Внуково. За исключением Рижского и Савеловского, все вокзальные комплексы находятся недалеко от кольцевой линии метрополитена, а Комсомольская площадь совмещает сразу 3 вокзала.
Ярославский
Изначально этот транспортный узел носил название Троицкий, но поскольку с него совершались сообщения в северном направлении (в Сибирь, Китай, Корею), он получил название Ярославский. Когда вокзальный комплект перестал справляться с возложенной на него нагрузкой, Николай II приказал провести модернизацию. Проект реализовывали более пяти лет, но в итоге получили здание в 3 раза больше первоначального.
Савеловский
Забавно, но до 1912 года этот вокзал назывался Бутырским. На сегодняшний день с этого узла не осуществляются рейсы дальнего следования – только пригородные.
Рижский
С этого вокзала осуществляется всего 2 сообщения: в Ригу и в Великие Луки. Вокзал привлекает расположенным на его территории музеем железнодорожного транспорта под открытым небом. В музее можно проехаться на ретро-паровозе и посмотреть старое депо.
Павелецкий
Вокзал имел такое название изначально. При этом, вплоть до 1941 года, его именовали Саратовским, но неофициально. Примечательно, что траурный состав с телом Владимира Ильича прибыл именно сюда. Событие привело к организации музея.
Ленинградский
Этот старейший вокзальный комплекс столицы признан памятником архитектуры, вследствие чего, охраняется законом. В Петербурге есть брат-близнец этого узла – Московский вокзал. Задумка была реализована архитектором Коном: железнодорожная линия связывала две столицы и олицетворяла единство основных городов России.
Курский
Этот вокзал считается самым большим из девяти собратьев. Его высота аж 15 метров, а вмещаемость – 11 тыс. пассажиров единовременно.
Киевский
Вокзал выполнен сразу в двух архитектурных стилях: неоклассицизм и ампир. Но посетителей поражает не это, а «местный Биг-Бен» – башня с часами высотой более 50 метров. Также, очень необычно смотрится стеклянное перекрытие здания.
Казанский
Последнюю реставрацию этот вокзал претерпевал в 90-е годы. Именно тогда его оборудовали основными техническими новинками. Здесь же имеется и самый длинный подземный тоннель, связывающий три вокзальных комплекса Комсомольской площади.
Белорусский
Первые составы с солдатами отправлялись в военные годы именно от этого вокзала. Его ассоциируют с победой в Великой Отечественной войне, и, по этой причине, каждый год выбирают местом проведения торжеств в честь Дня Победы.