Сейчас электрички курсируют по разработанным графикам. Главное их назначение – перевозка пассажиров. Так было не всегда. Раньше электрички играли важную роль в жизни людей и истории страны. Существовали даже необычные электропоезда специального назначения.
«Колбасная» электричка
С приходом новой России жизнь обычных граждан сильно изменилась. Люди старшего поколения часто вспоминают былые времена, жизнь в великом государстве СССР. Воспоминания бывают положительными и отрицательными, но некоторые моменты стали значимыми для страны. Немало интересных фактов и историй связано с электричками.
Для большинства молодых людей термины «плановая экономика» или «центральное распределение» непонятны. Нашим мамам и бабушкам приходилось жить во времена, когда значение этих слов знал каждый взрослый человек. В советские времена оптовых продаж не было, точнее ими могли заниматься только отдельные государственные предприятия. Весь товар централизовано распределялся по категориям.
В Москву транспортировали лучшие товары. К первой категории относились столицы республик и Ленинград. В эти города отправлялись тоже различные товары, а вот остатки распределялись между небольшими пунктами. Из-за такого разделения товаров возникло понятия «колбасная» электричка.
Люди из небольших городов (Рязани, Тулы, Владимира и др.) часто отправлялись в столицу за необходимым товаром, поскольку в населенных пунктах был дефицит. За товаром обычно люди отправлялись субботним утром. Практически все покупали сырокопченую колбасу. Некоторые люди приобретали ее большими сумками. Выбор на этот вид колбасы пал не случайно. Она хорошо переносила транспортировку в электричке жарким летним днем. Из-за перевозимой копченой колбасы в вагоне стоят характерный запах, что и послужило причиной названия электрички. Хотя люди перевозили не только колбасные изделия, но и одежду, обувь, мясо и другие дефицитные товары.
С течением времени «колбасные» электрички ушли в прошлое, поскольку дефицита товара сейчас нет. Хотя жители близлежащих городов и сейчас ездят в столицу железнодорожным транспортом, только на работу. Некоторые люди такое явление называют «маятниковой миграцией».
«Дачная» электричка
В Советском Союзе дача – это атрибут успеха. Получить дачу было непросто, но это совершенно другая история. Хорошо она показана в известном советском фильме «Гараж». Даже бум возведения загородных домов уходит корнями в СССР. И ныне у людей остался устоявшийся стереотип: успешный человек должен иметь квартиру, машину и дачу.
Раньше квартиры люди получали бесплатно от предприятий и заводов. Машина считалась признаком роскоши. Позволили ее покупку могли себе не все. В случаях, когда даже были деньги, приобретение автомобиля сопровождалось хлопотами и длительным ожиданием в очереди. А вот дача стала неким культом среди граждан. Для иностранцев остается загадкой, как русский человек может жить двойной жизнью – в будни он городской житель, а на выходных превращается в селянина, который копается на грядках, выращивает овощи.
Популярность дачи начали набирать в 60-х годах прошлого столетия, когда Великой страной руководил Брежнев. Привлечение людей к дачам приводилось по нескольким соображениям. С одной стороны считалось, что граждане приехавшие в город на работу, смогут проводить выходные в привычной обстановке. К тому же плановики подсчитали, что обработка небольшого земельного участка позволила в большей части обеспечить семью собственными овощами и фруктами. Сложно не согласиться с тем, что для людей дачи были неплохим продовольственным подспорьем.
В конце 60-х предприятия наделяли своих сотрудников земельными участками. В большинстве случаев под дачные участки отводились непригодные для сельского хозяйства земли. Они располагались на торфяниках, болотах, в лесах, но людей это не останавливало. Они строили небольшие домики, а затем везли лопаты и другой инструмент на участок и выращивали там овощи, высаживали фруктовые деревья и кусты. Собранный урожай заготавливался на зиму в виде варенья, компотов, консервации, а после перевозился в город для употребления.
Ездили на дачи доступным для всех видом транспорта, в том числе и электричками. По выходным пустили дополнительные составы, чтобы все дачники могли добраться до своих участков. В кассах продавался так называемый сезонный билет – проездной для поездок по выходным дням. «Дачными» называли электрички, которые отправлялись из города в субботу утром и приезжали воскресенье вечером. 90% пассажиров в таких электропоездах составляли дачники. Одно время даже курсировали удлиненные поезда, но они не прижились, поскольку посадка пассажиров во все вагоны на промежуточных станциях была невозможна.