Сейчас в Германии пассажиры регулярно пользуются высокоскоростной сетью. Каждый день поезда, способные быстро передвигаться, перевозят около 340 тыс. пассажиров. Некоторым людям и вовсе сложно представить, как можно ездить по стране без такого транспорта. Началась эра высоких скоростей на железной дороге в 1991 году, когда были построены два маршрута: из Ганновера в Вюрцбург, а также из Мангейма в Штутгарт. На примере компаний Deutsche Bahn AG и RAIL.ONE GmbH можно увидеть развитие высокоскоростного транспорта в Германии.
Первый шаг к изменению
Переоценить вклад компании Deutsche Bahn в развитии высокоскоростного транспорта в Германии довольно сложно. Перевозчик не только создал удобную транспортную сеть внутри страны, но и обеспечил скоростное сообщение с другими европейскими государствами.
Сделать настоящий переворот на рынке компании удалось благодаря поездам «InterCity Express» (ICE), которые производит Siemens. Ныне уже выпущено 4 поколения высокоскоростных поездов. Составы первого поколения стали курсировать в 1991 году. Они совершили техническую революцию. Они были оснащены асинхронными двигателями, имели усовершенствованную систему торможения и электронное управление. Но главная их фишка – способность разгоняться до 280 км/ч. При этом два моторных вагона могли тянуть за собой 12 прицепных вагонов. Поезда первого поколения отличаются надежностью. Средний их пробег составляет 500 тыс. км.
Несмотря на отменные успехи, компания продолжила работать в направлении развития высокоскоростного железнодорожного транспорта. В результате в 1996 году на рельсах появились составы ICE второго поколения. Главное их отличие заключалось в концепции полуприцепов. Это позволило эффективно использовать подвижной состав в зависимости от пассажиропотока.
Спустя 3 года в парке перевозчика появился новый тип поездов – ICE-T. Основная его особенность заключалась в способности выдерживать угол наклона до 8 градусов. Благодаря внедренным инновациям и технологиям, состав мог преодолевать крутые виражи без сброса скорости. В результате он смог проезжать аналогичные расстояния на 20% быстрее.
Новый технический прорыв на рынке сделали составы третьего поколения ICE. Они способны передвигаться со скоростью до 300 км/ч. В отличие от предыдущих моделей, у этих поездов нет тяговых мотовагонов. Оснащение уникальной системой торможения, основанной на электродинамическом замедлителе, позволило вывести пассажирские перевозки железной дорогой на совершенно новый уровень. В 2016 году компания Deutsche Bahn закупила 300 поездов и практически полностью заменила старый подвижной состав.
Строительство новых дорог
Чтобы поезда ICE могли эксплуатироваться на всю мощь, в Германии были проведены масштабные работы по возведению новых и реконструкции старых железных дорог. В результате полотно протяженностью 1200 км стало пригодным для движения высокоскоростных составов. На новых участках поезда передвигаются со скоростью 300 км/ч. Изначально и вовсе существовало расписание, разделенное на день и ночь. Исключение составлял маршрут из Кельна до Майна. В этом направлении для грузовых поездов были проложены отдельные пути. Затраты на строительство дорог и закупку поездов окупились в короткие сроки. Экономическая составляющая базируется на сокращении в пути времени минимум на 20%. К тому же пассажиры оценили удобство передвижения на таких поездах. Железнодорожный транспорт стал достойно конкурировать с автомобилями и авиацией. Количество пассажиров на некоторых участках выросли в разы.
Применение ICE не ограничилось внутренними маршрутами. Германия успешно экспортировала составы в Швейцарию, Бельгию, Францию и другие европейские страны. Торжественно представлен поезд ICE был в 2010 году в Лондоне. Высокоскоростные поезда используются для международных перевозок.
При возведении высокоскоростных сетей в Германии было применено немало инноваций. Это позволило вывести железнодорожные перевозки на новый уровень. Спрос среди пассажиров постоянно увеличивался, поскольку людям нравится выбирать сочетание комфорта и быстрого передвижения.
Монолитное полотно
Весомый вклад в развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта в Германии вложила и компания RAIL.ONE GmbH. Ей принадлежит разработка уникального монолитного полотна под названием RHEDA 2000. Его использовали при строительстве крупных магистралей и на других участках в разных регионах страны.
Инновационная разработка подразумевает применение решетчатой балки и адаптированной двухблочной шпалы. Поскольку шпала имеет нежесткое армирование, она успешно может применяться для возведения железных дорог разного назначения: для дальних и пригородных маршрутов, для конструкций с низким и высоким расположением. Чтобы упростить монтаж путей, была разработана специальная система.
Монолитное полотно RHEDA 2000 может использоваться при любых условиях. Его можно прокладывать на земляных участках, на мостах, в туннелях и других местах. Хорошо сочетается и с контактными пружинами. Успешно гасит колебания и не передает их окружающей среде. Система насчитывает немало преимуществ. Она характеризуется высокой степенью безопасности, имеет продолжительный срок службы, при этом затраты на обслуживание минимальные и можно легко адаптировать под любые условия. Компания RAIL.ONE GmbH также разработала систему укладки полотна при отсутствии непрерывного армирования. Это позволило сократить расходы на строительство без ущерба качеству и безопасности.
Ныне полотно RHEDA 2000 набирает все большую популярность за пределами Германии. Технология применялась при строительстве магистрали между Брюсселем и Амстердамом. Успешно используется она в Тайване и других государствах. В Китае по германскому монолитному полотну ездят составы со скоростью свыше 350 км/ч.