Даже после снятия карантина и всех запретов последствия пандемии еще долго будут о себе напоминать. Они коснутся практически всех отраслей жизнедеятельности человека. Большие перемены ждут и транспортную сферу, ведь изменится не только характер перевозок, но и отношение к отдельным видам транспорта.
Основные факторы влияния
Понятие «социальной дистанции» сохранится еще надолго в сознании населения. Даже если требования будут полностью сняты, большинство будет стараться держаться подальше от других людей. Причина кроется даже не в страхе болезни. Население будет бояться повторного введения карантина, который сильно выбивает из жизненной колеи. Стоять рядом с незнакомцем в нескольких сантиметрах для большинства людей станет неприемлемым.
В результате люди станут менять передвижения на общественном транспорте, в котором практически невозможно соблюсти социальную дистанцию, особенно в час пик, на поездки на собственном автомобиле. Спрос на старые поддержанные машины существенно вырастет. Пугающее стояние в пробках будет не так страшно, как близкий контакт с незнакомыми людьми.
В больших городах увеличится количество людей, работающих на дому. К тому же произойдет «деурбанизация», когда люди начнут покупать дома за городом, чтобы в случае повторной пандемии, отправиться на самоизоляцию поближе к природе. Эти тенденции помогут частично снять нагрузку с транспортных артерий в пиковые часы.
Изменения коснутся и планирования путешествий. Люди долго будут помнить, как из-за введения карантина их планы обнулились. Даже при дальних поездках граждане не будут покупать билеты за несколько месяцев. Пару недель – оптимальное время для планирования поездок, будь то командировка или отпуск.
Что ждет авиацию?
Последствия пандемии больше всего ощутит воздушный транспорт. Связано это с несколькими факторами. Авиационным компаниям сложно обеспечить социальную дистанцию. Проблема возникнет не только в самолетах, но и в аэропортах, в частности при посадке. Чтобы придерживаться рекомендованных норм, перевозчикам придется увеличивать процедуру регистрации и посадки на самолет по времени. Для пассажиров это станет существенным недостатком.
Авиационные компании приобретают самолеты в лизинг. Продажа билетов заранее – их возможность своевременно вносить необходимую оплату. Но с изменением тенденций к планированию поездок, авиация столкнется с серьезными трудностями.
Чтобы обеспечить безопасные и комфортные условия для пассажиров, в салонах самолетов сделают перепланировку. К примеру, могут появиться мини-купе или расстояние между сиденьями будет увеличено. Это станет причиной уменьшения пассажиров, что приведет к повышению стоимости билетов в 3-4 раза.
В связи с возникшими трудностями развитие аэропортовой инфраструктуры может заморозиться. Строительство новых аэропортов остановится, особенно в городах с хорошо развитой транспортной отраслью.
Перспективы железнодорожного транспорта
В отличие от авиации, у железнодорожного транспорта имеются хорошие перспективы. Обусловлено это несколькими факторами, в частности тем, что проще создать необходимые условия для пассажиров. К примеру, достаточно перестать продавать места в купе незнакомым людям. Даже расстояние между сиденьями в сидячем вагоне в поезде больше, чем в самолете. К тому же отсутствует чрезмерная зависимость от вентиляции. При необходимости систему можно отключить и производить проветривание через открытые окна. Пассажиропоток сильно не уменьшится. Железная дорога станет отличной альтернативой перелетам при путешествиях на дальние расстояния.
Чтобы обеспечить комфортные условия для пассажиров с учетом новых требований, потребуется больше вагонов, но увеличивать их производство не будет необходимости. Достаточно перестать поставлять вагоны заграницу и не списывать подвижной состав, который отслужил более 30 лет. Стоимость проезда железной дорогой сильно не увеличится. К тому же цены на плацкартные и общие вагоны регулируются государством.
При разработке новых вагонов будет выбрано направление по типу «капсульный отель». Это отличная возможность позволить каждому пассажиру дистанцироваться и обеспечить себе безопасность в пути. Не исключено, что появятся вагоны, в которых будет из каждого купе выход на перрон.
Основные тенденции в городе
Главная проблема городского транспорта – большое количество пассажиров, особенно в пиковые часы. И хотя часть людей пересядут в автомобили или начнут работать дома, избежать толп в общественном транспорте будет проблематично. Из-за увеличения машин на дорогах, властям придется расширять улицы.
В городской среде железнодорожный транспорт также выгодно выигрывает. Обеспечить необходимые условия перевозчикам несложно. Чтобы увеличить количество перевозимых пассажиров с соблюдением безопасной дистанции, необходимо сократить время между поездами и запустить двухэтажные составы. Кроме этого, следует продолжать строительство новых магистралей.
В условиях «деурбанизации» вырастет спрос на пригородные маршруты. Потребуются дополнительные вагоны, чтобы безопасно и своевременно перевозить пассажиров.
Проекты и перспективы
Так как железная дорога займет весомое место в транспортной отрасли, будут пересмотрены проекты развития и строительства новых магистралей. В первую очередь, внимание будет уделяться популярным направлениям, например, из Москвы до Нижнего Новгорода или Санкт-Петербурга. Государство будет выделять средства на строительство новых железных дорог, в частности скоростных магистралей, и модернизацию старого полотна, чтобы увеличить скорость движения поездов.
Будут развиваться и автомобильные дороги. Эксперты считают, что вводить в эксплуатацию платные магистрали нецелесообразно, так как платежная способность населения существенно снизится. Разумнее сосредоточиться на восстановлении бесплатных дорог и строительстве объездных путей возле крупных городов.