Миллионы жителей Москвы, Екатеринбурга, Красноярска, Ростова-на-Дону и других российских городов выбирают в качестве основного средства передвижения городские электрички. Они становятся драйвером развития мегаполисов и претендуют на роль транспорта будущего.
ТПУ в Москве
Замглавы Института столичного Генплана И.Бахиев пояснил, что транспортно-пересадочные узлы в российской столице выполняют важнейшую функцию по удобной пересадке пассажиров и перераспределению потоков. При их создании применяется ключевой принцип современного транспорта, при котором у пассажира остаются «сухими ноги», он покупает единый проездной и пользуется удобной инфраструктурой.
Сегодня ТПУ являются не просто пересадочным узлом, а объектом городской среды, поэтому в них можно видеть торговые центры, гипермаркеты, кафе. Это позволяет пассажиру по пути на работу или домой выполнять обыденные повседневные дела – покупать продукты, вкусно завтракать, обедать или ужинать. Раньше подобные функции выполняли многочисленные ларьки и стихийные торговые точки, которые возникали у станций подземки и в переходах. Они пользовались спросом, но мешали движению, затрудняли навигацию, портили облик города.
Городские власти сами решают, какое наполнение получит ТПУ. Сегодня на московских ТПУ можно видеть не только торговые объекты, но также офисы и даже жилье. Это, по словам Бахиева, оптимизирует освоение городских земель, привлекает инвесторов, помогает реализовать крупные градостроительные проекты.
Успешный опыт МЦК
Московское центральное кольцо стало одним из первых и наиболее успешных проектов облагораживания территории вблизи ТПУ. Одной из ключевых задач проектировщиков было создание безопасного пути через промзону к станциям. Через 3 года после реализации проекта выяснилось, что больше трети пассажиров ходят до своей станции пешком. При этом каждый пятый предпочитает МЦК даже если поездка продлится дольше.
Эксперт напомнил, что общественное пространство вокруг ТПУ должно быть не только удобным и функциональным, но также современным и красивым. При проектировании, пояснил он, важно думать о человеке, поэтому архитекторы и инженеры при создании нового ТПУ просчитывают мельчайшие детали, вплоть до пропускной способности отдельной двери. Благодаря этому, на станциях нет заторов и легко ориентироваться. А удобство дополняются красивой архитектурой и благоустроенной территорией.
Городские электрички Ростова-на-Дону
Электрички по донской столице начали ходить в 2016 году. С того времени число пассажиров только растет, а вместе с тем идет активное развитие инфраструктуры рядом с остановками. По словам зам мэра А.Логвиненко, в прошлом году были благоустроены станция Микоян и остановка Темерник. Работа в данном направлении продолжается, заверил чиновник. В ближайшие 3 года в городском бюджете предусмотрены расходы на благоустройство автоподъездов к Развилке и Орджоникидзе. Куплены наклонные подъемники для подземного перехода к остановке Сельмаш. Прорабатывается план обустройства Левенцовской.
Только за январь-февраль 2023 года ростовские электрички перевезли больше 32 тысяч пассажиров, что на треть больше показателей аналогичного периода прошлого года. В среднем городским транспортом данного типа ежедневно пользуется 935 горожан. Электрички связали спальные кварталы с центром. Самыми популярными остановками являются 1337 км, Рабочий Городок, Сельмаш, Ростов-Западный.
С момента пуска электричек в шаговой доступности построены несколько современных ЖК. Городские электрички помогли разгрузить дорожную ситуацию и гарантировать горожанам прибытие в нужный пункт в указанное время, ведь электричке не приходится стоять в пробке.
Красноярские электрички
В транспортной схеме Красноярска городские электрички стали ключевым звеном. С каждым годом растет число горожан, предпочитающих передвигаться именно на этом виде транспорта. За прошлый год красноярские электрички перевезли порядка двух миллионов пассажиров. Маршрутная сесть проложена по обеим берегам Енисея и охватывает все семь районов города.
Стандартные остановки электричек трансформируются в ТПУ, которые, по задумке красноярских властей, должны быть не просто пунктами пересадки, но современными общественными пространствами. Для реализации этих планов проведена масштабная реконструкция ТПУ Злобино, в котором пересекаются маршруты электрички, трамваев, автобусов. Был обустроен мост, по которому пешеходы могут дойти из Злобино до Вавилова. Сделан съезд между двумя станциями, благоустроен сквер вблизи Злобино, в котором появилось новое освещение, восстановлен газон, разбиты зоны отдыха. В планах – построить второй пешеходный мост, а уже сделанный украсить арт-подсветкой, а также провести реконструкцию исторического здания вокзала.
Большое внимание власти уделяют Вокзальной вблизи ж/д вокзала, с которой пассажиры пересаживаются на городской транспорт – электрички, автобусы, троллейбусы.
ЦПК в Екатеринбурге
Транспортная концепция уральской столицы предусматривает прокладку ЦПК (центрального пассажирского кольца), который свяжет Екб с городами-спутниками, а центр – с микрорайонами. Строить ЦПК планируют поэтапно. Основные работы планируют завершить к 2030 году.
До 2024 года в составе ЦПК появится Новокольцовский маршрут протяженность больше 30 км с 15 остановками. Ожидается, что ежегодно пользоваться новым маршрутом будет порядка 17 млн человек. В сутки по нему будет ходить до семи десятков пар электричек.