Работа железной дороги напрямую зависит от метеоусловий. При неблагоприятной погоде может меняться расписание поездов. С подобными проблемами чаще всего сотрудники железной дороги сталкиваются зимой. Повлиять на график передвижения пассажирских и грузовых составов могут метели, сильные снегопады, обледенения и другие суровые погодные условия. В зависимости от масштабов непогоды может замедляться движение, временно закрываться отдельные участки, ветки или направления для перемещения поездов.
Основные причины изменения графика
Все причины, из-за которых меняется расписание составов, можно условно разделить на несколько категорий:
- Сезонные. В эту категорию можно отнести причины, вызванные сменой количества пассажиров на определенных маршрутах в зависимости от времени года. Яркий пример – новогодние и рождественские каникулы. Количество пассажиров значительно вырастает на популярных направлениях. Чтобы обеспечить достаточное количество мест, вводятся дополнительные поезда. Подобные введения ведут к изменению графика.
- Вынужденные. Это причины, которые вносятся по ходу движения поезда в определенной ситуации на отдельных участках. Чаще всего вынужденной причиной является сильный мороз. Когда столбик на градуснике опускается ниже 40 градусов, поезда могут двигаться со скоростью до 60 км/ч. Из-за изменения скорости меняется и график.
- Анти-аварийные. К этой группе причин можно отнести разные факторы, связанные с погодными условиями. Ради безопасности пассажиров движение составов могут полностью останавливать на определенных участках при обледенении полотна, обрывах проводов и других чрезвычайных ситуациях.
Работа железной дороги зимой
При вьюгах, снегопадах и зимних морозах эксплуатационные службы на железных дорогах испытывают большие нагрузки. Если начинается сильный снегопад, первостепенная задача – расчистка путей для обеспечения безопасного передвижения состава. И хотя большая часть сотрудников привлечена для расчистки путей, необходимо осуществлять переводы «стрелок». При этом они должны быть идеально чистыми.
При сильном морозе возникают не меньшие трудности. Основная проблема – уменьшение длины рельсов. В результате естественных причин нарушается изоляция, меняются стыки, могут случиться изломы. Устранение любых неисправностей – длительный и трудоемкий процесс. Из-за сильного мороза укорачиваются и провода. При чрезмерном натяжении они могут порваться, а для ликвидации необходимы недостающие ресурсы.
Пострадать от сильного мороза могут и составы. Чаще всего страдает система отопления, особенно если случился разрыв проводов. Эксплуатировать вагоны с неисправной системой отопления нельзя, при этом ремонт требует больших затрат. К тому же для проведения работ необходимо привлекать мастеров, услуги которых могут потребоваться на станции по другим причинам (устранения обрыва проводов и др.).
При суровой погоде иногда выходят из строя или начинают некорректно работать средства связи. Если невозможно обеспечить нормальную связь, движение состава становится затруднительно, поскольку машинист не получает необходимую информацию о ситуации на дороге, изменяющихся факторах.
Затрудняется работа железной дороги и человеческим фактором. Работать при критически низких температурах довольно сложно. Несмотря на все трудности, службы железной дороги делают максимум для того, чтобы поезда курсировали согласно графику вне зависимости от погодных условий.