Фирменный поезд «Красная стрела» для многих людей, особенно ленинградцев, стал символом окончательного прорыва блокады Ленинграда. Экспресс преодолел путь к столице в 1944 году после 3-летней паузы.
История поезда
Первый свой маршрут между двумя столицами экспресс «Красная стрела» преодолел в 1931 году. Столь важное событие произошло 10 июня.
«Красная стрела» стал уникальным поездом. С одной стороны, в стране социализма он выглядел признаком буржуазии, ведь уровень обслуживания в нем был на высоком уровне. С другой стороны, состав мог напоминать о дореволюционных временах, поскольку был похож на старые составы первого класса.
В Советском Союзе в «Красной стреле» впервые появился спальный вагон. Весомым плюсом состава была и скорость передвижения. Он ехал со скоростью 70 км/ч. Это было быстрее других поездов, поэтому ему удавалось преодолеть расстояние между городами за 10 часов.
Во время запуска уникального экспресса на маршруте между двумя столицами Моисей Рухимович подчеркнул, что страна может создать капиталистический поезд. Он искренне считал, что он построен для красоты, для галочки, ведь люди не будут им пользоваться. Позже выяснилось, что народный комиссар сильно ошибался, ведь спрос на места был огромен. На поезде ездили люди разных слоев и доходов. Поездкой на «Красной стреле» награждали лучших сотрудников железной дороги.
10 лет поезд успешно ездил между городами. Попасть в его вагоны удавалось не всем желающим. Проехать в «Красной стреле» было за награду. Эмоции от поездки люди хранили в душе долгое время.
24 июня 1941 года, когда стало понятно, что избежать окружения Ленинграда немцами не удастся, поезд отогнали на запасной путь Московского вокзала. Позже его переправили в депо возле Обводного канала, где он и простоял всю блокаду.
И снова в путь
Когда в 1944 году была снята блокада Ленинграда, приняли решение вернуть «Красную стрелу» на рельсы. Восстановление курсирования экспресса должно было стать символом возвращения к привычной и мирной жизни.
Воплотить задуманные планы оказалось сложнее, поскольку металлические вагоны сильно поржавели. От сырости пострадала и деревянная обивка, на ткани появилась плесень. Потребовалось немало времени и сил, чтобы вернуть составу его прежнюю красоту и комфорт. И хотя поезд был похож на доисторические животное, железнодорожники справились с восстановлением на «отлично».
Почти тысяча людей с раннего утра и до темной ночи трудились над восстановлением поезда. Люди работали, не покладая рук, а поэтому уже за месяц изначальный вид состава был восстановлен. Некоторые вагоны перекрасили в белый цвет для лучшей маскировки. На двух платформах установили зенитные оружия и накрыли их простынями, чтобы была возможность защищаться на случай нападения немцев.
Ремонт дороги
Вернуть к жизни «Красную стрелу» оказалось всего полдела. Чтобы она могла добраться до Москвы, необходимо было восстановить пути, которые местами были сильно разрушены немцами. Потребовалось отремонтировать 800 км железной дороги. Еще 50 км практически проложили с нуля, поскольку делали насыпи, укрепления и др. На проблемных участках укладывались и шпалы, и рельсы. Материал привозили из тыла. Частично брали материал из разрушенных московских и ленинградских дорог. В ход часто шли и свежесрубленные деревья.
Над восстановлением полотна между Москвой и Ленинградом работали женщины и солдаты из лазаретов. Иногда к ним подключались сотрудники железной дороги. Работы продвигались ударными темпами, поскольку рабочие трудились по 8 часов в 3 смены.
Работать людям приходилось в ужасных условиях. Сначала на улице стоял мороз, а затем началась оттепель, поэтому ноги рабочих постоянно находились в ледяной воде. Женщины спали в грузовом отсеке поезда, мужчины – в палатках, а порой и под открытым небом.
С серьезными трудностями столкнулись рабочие возле Красного Села. Железная дорога была полностью затоплена, поэтому пришлось экстренно возводить дренажную систему, чтобы отвести воду.
Первый рейс после блокады
Когда впервые поезд после блокады отправился из Ленинграда в столицу, практически все его вагоны были заполнены больными людьми, стариками и детьми. На двух платформах располагались зенитные орудия, а еще один вагон отвели для ремонтных бригад. В обратную сторону вагоны перевозили раненых, больных и лекарственные препараты.
Чтобы поезд мог безопасно добраться до места назначения, его с воздуха защищали ПВО. Применять зенитки при курсировании состава не пришлось. В ремонтном вагоне работали лучшие военные инженеры. Они могли быстро справиться с поломкой любой сложности.
Путь поезда был наполнен разными происшествиями. Ему неоднократно приходилось пропускать поезда с военными. К тому же на некоторых участках он вынужденно сбрасывал скорость до минимума, поскольку полотно было в плохом состоянии. Так «Красная стрела» ездила несколько недель, а потом пути стали непригодными для эксплуатации. Потребовался капитальный ремонт, но сделать его было проще. Уже сделали грунтовые дороги, поэтому не было трудностей с доставкой строительных материалов. К тому же проведению работ способствовала и хорошая погода.
И хотя восстановление «Красной стрелы» с экономической точки зрения было нецелесообразно, запуск этого поезда вселил в людей надежду на хорошее будущее. Он стал символом Победы.