Напишите нам Ж/Д и Авиабилеты на все направления

Ж/Д и Авиабилеты на все направления

Железнодорожные билеты
оформление билетов недоступно по техническим причинам

Email для обращений:
support@pzb-online.ru

Кондуктор на железной дороге

Кондуктор на железной дороге

Всем известно, что на железной дороге трудятся люди разных профессий. Большинство людей знает, чем занимается проводник, машинист или начальник поезда. Но о профессии кондуктора часто имеется туманное представление. Чем занимается и для чего он нужен? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, необходимо разобраться в нюансах и немного углубиться в историю.

Историческая справка

Во времена царской России кондуктором было воинское звание. Присваивалось оно офицерам через определенный срок службы. Для получения звания необходимо было сдать экзамен.

Военный со званием кондуктор нес вахту с другими военнослужащими у адмирала. Трудились они обычно вахтами по 4 часа.

Профессия в железнодорожном транспорте

С появлением и развитием железных дорог в России кондукторы стали важной профессией. На них возлагалось немало обязанностей и они несли серьезную ответственность. Даже отвечали за жизни пассажиров и работу поезда.

На кондуктора возлагались разные обязанности в зависимости от конкретной должности:

  • Обер-кондуктор не занимался тяжелой работой, но на него возлагалось немало обязанностей. Он составлял маршруты, осуществлял связь с машинистом, регулировать скорость движения и др. Главный кондуктор отвечал за работу всего состава. Он осуществлял контроль за количеством свободных мест. Ранее часто случалось так, что в вагоны третьего класса набивалось много людей, что приводило к расбалансировке и авариям. Обер-кондуктор следил, чтобы не было переполненности вагонов. Он отдавал машинисту сигнал об отправке после того, как убеждался, что ремонтные бригады и другие работники находятся на местах. Он свистал в свисток перед отправкой поезда.  
  • Старший кондуктор контролировал работу кондукторской бригады. Его обязанности можно сравнить с бригадиром. Основная задача – контроль за работой других людей.
  • Тормозные кондукторы отвечали за своевременное торможение поезда. Они выполняли очень тяжелую работу. Процесс торможения состава выглядел так: машинист из паровоза подавал звуковой сигнал, после чего тормозной кондуктор вручную при помощи специального рычага прижимал ручные тормоза к колесам. Процесс этот тяжелый, справиться с ним могли физически сильные и выносливые люди. Тормозильщикам приходилось работать в ужасных условиях, поскольку их площадки находились на открытом воздухе. Им нужно было стоять на площадке в любую погоду (на ветру, под дождем и снегом). Из-за отсутствия нормальных условий работы и чрезмерной усталости кондукторы порой засыпали на своих рабочих местах, поэтому поезд проезжал на красный цвет семафора. В результате нередко случались аварии.  
  • Хвостовой кондуктор располагается на тормозной площадке, которая находится в хвосте поезда. В его обязанности входило разжигание сигнальных огней. Хвостовой кондуктор не терял бдительности. Она наблюдал, чтобы ничего не выпадало из состава. Иногда происходила расцепка вагонов на ходу. В таком случае работник должен был молниеносно реагировать на происходящее. Он предупреждал самопроизвольное движение вагонов тем, что подкладывал под колеса специальный башмак.  
  • Смазчики отвечали за смазывание осей во время движения поезда. Также в их обязанности входил мелкий ремонт.

От слаженной работы кондукторской бригады напрямую зависело то, сможет ли поезд благополучно добраться до конечной станции. Если работники допускали ошибки или халатно относились к работе, это приводило к авариям, последствия которых могли быть печальными, вплоть до смерти пассажиров.

Отличить кондукторов между собой можно было по форме и знакам отличия, которые крепились на плечах, а точнее размерам и количеству галунов.

Актуальность кондуктора в наши дни

Профессия была востребованной в те времена, когда конструкция поездов имела определенные недостатки и недоработки. Со временем железнодорожный транспорт усовершенствовали, поэтому работа кондукторов перестала быть нужной. В 60-х годах прошлого столетия кондукторские бригады упразднили, но не полностью. Кондукторы и сейчас работают, но в депо и на сортировальных станциях. Их труд часто востребован на грузовых составах. Они принимают участие в составлении маршрута, проверяют тормоза и проводят другие работы.

Найти билет
Новости