В жару отсутствие кондиционера в поезде способно сильно омрачить поездку, поэтому в сезон отпусков пассажиры стараются купить билет на поезд с кондиционером. В каких поездах они есть, где установлены и можно ли их отключить, расскажет этот обзор.
Во всех новых поездах оборудование для кондиционирования воздуха точно есть, а вот в старых составах оно может отсутствовать. Система охлаждения воздуха включается за полчаса до отправления и работает только при движении состава. Когда поезд стоит – оборудование не функционирует. При наличии кондиционера открывать окна запрещено – это стандартная практика, ведь с открытыми окнами оборудование быстро сломается.
В каких вагонах есть кондиционер
Понять, есть ли в вагоне охлаждающее воздух оборудование, можно на этапе покупки билета.
Оборудование для кондиционирования воздуха установлено в вагонах таких классов, как:
- Люкс, СВ любого класса.
- Купе 2Э, 2Т, 2Б, 2К, 2У, 2Ф, 2Х, 2Ц.
- Плацкарта 3Э, 3Т, 3Д, 3Б, 3П.
- Сидячий 1Р, 1Ж, 1В, 3Р, 2Р, 2Ц, 2Ж, 2В, 2Е.
Кондиционеры точно есть в фирменном поезде или новых составах «Ласточек», «Стрижей», «Сапсанов», 2-этажных поездов.
Системы для охлаждения воздуха нет:
- В купе 2Н, 2Л, 2Д.
- В плацкарте 3У, 3Л.
- В сидячих вагонах 3Ж, 3С.
- В общих 3О, 3В.
Режим работы кондиционера
Температура воздуха в поезде при работающем кондиционере указана в СНиП 2.5.1198-03. Из документа следует, что летом воздух не должен быть холоднее 22 и не теплее 26 градусов. Зимой – от 20 до 24.
В коридорах часто вывешивается термометр, по которому легко определить достаточно ли тепло в вагоне. Если нормы нарушены, можно требовать перевода в другой вагон. При наличии свободных мест просьба должна быть исполнена.
Если в вагоне нет оборудования для охлаждения воздуха, то температура не регламентирована. Но если у пассажира из-за жары ухудшается самочувствие, его могут при наличии свободных мест пересадить в другой вагон, в том числе с кондиционером.
Где расположен и как выключить кондиционер
Место расположения системы охлаждения выделяется в каждом вагоне. Оборудование выглядит как потолочное отверстие с небольшими вентиляционными вытяжками. В плацкарте оно установлено рядом с купе для проводников или каждом отсеке. В купе – на потолке.
Самостоятельно отрегулировать температуру охлаждения воздуха пассажиры не могут. Если слишком холодно, придется просить проводника. Оборудование обслуживает весь вагон, поэтому отрегулировать его в одном купе или отсеке нельзя. Если дует слишком сильно, то можно прикрыть щель листом бумаги. Исключением являются вагоны люкс и первого класса. В них в каждом купе можно отрегулировать силу охлаждения, при этом пассажир может сам выставить комфортную температуру плюс 18-28 градусов.