К пассажирским железнодорожным перевозкам применяются стандартные правила оказания услуг. Так, если услуга не оказана или оказана ненадлежащим образом, потребитель имеет право на возмещение ущерба. Иными словами, если по каким-то причинам пассажирский поезд прибудет с задержкой, пассажиры имеют право требовать компенсацию. Но, как и где это сделать знают далеко не все.
Как заранее узнать о несвоевременном прибытии поезда
Чтобы скорректировать свой план по времени прибытия на вокзал и избежать ожидания опаздывающего поезда, можно заранее проверить предполагаемое время прибытия рейса на нужную станцию. Существует несколько проверенных и бесплатных способов:
- лично обратиться в справочный пункт или билетную кассу любой железнодорожной станции;
- совершив телефонный звонок в справочную службу с городского или сотового телефона;
- проверить информацию в режиме онлайн на официальном сайте РЖД в разделе «Фактическое движение поездов».
Для каждого из перечисленных способов потребуется информация о номере рейса, который всегда отображается на билете.
Что можно предпринять в случае задержки поезда
Если так получилось, что прибытие поезда откладывается на неопределенное время, а пассажиру всё же нужно уехать как можно скорее, вполне реально обменять купленный билет. Но это возможно лишь в том случае, если имеются свободные места на ближайшие рейсы. Необходимо помнить и том, что пассажир может потерять часть средств при обмене или сдаче билета.
При обмене билета в связи с заменой рейса придется доплатить четверть от стоимости билета. В случаях отказа от поездки и возврата билета в кассу не всё так просто, величина переплаты будет зависеть от конкретных условий, в которых оказался пассажир. В частности:
- если до предполагаемого прибытия пассажирского поезда осталось более 15 часов (речь идет о времени фактического прибытия поезда, а не того времени, что указано в расписании), можно требовать возврата полной стоимости билета;
- половина уплаченных за билет средств возвращается в том случае, если билет сдан в промежутке между 4-15 часами до предполагаемого времени отправления пассажирского состава от станции;
- лишь 30% от уплаченных за билет денег возвращается пассажиру, сдавшему проездной документ в кассу менее чем за 4 часа до отправления поезда.
Конечно, терять деньги не хочется никому, поэтому лучше билет не просто сдать, а поменять рейс на более ранний. Можно также дождаться прибытия опаздывающего поезда и уехать на нем, а по прибытии написать претензию с просьбой возместить причиненный ущерб.
На что можно рассчитывать пассажирам при задержке поезда
Сразу следует оговориться, что в Правилах организации перевозок предусмотрено отсутствие компенсации, если речь идет о задержке простого поезда не более чем на час. А вот если обычный поезд задержится на большее время, то пассажирам полагается компенсация в размере 3% от стоимости билета за каждые полные 60 минут опоздания.
Такие поезда, как «Невский экспресс», «Сапсан» и «Аллегро» имеют особый статус, поэтому в случае их задержки руководству РЖД придется выплатить компенсацию в следующих размерах:
- опоздание на полчаса – 25% от стоимости билета;
- опоздание до одного часа – 50 % от стоимости билета;
- опоздание более чем на час – возврат полной стоимости билета.
Порядок требования и получения компенсации
Пассажир, столкнувшийся с задержкой поезда, должен обратиться к дежурному по станции и запросить у него справку, в которой должны быть указаны сведения о точном времени фактического прибытия состава.
Затем гражданину нужно составить и подать претензию на имя руководства РЖД, в которой обязательно нужно написать полные данные заявителя, в том числе контактный телефон. Также нужно изложить суть претензии – номер рейса, дата и время отправления поезда по расписанию и по факту, время, на которое опоздал состав. В конце текста претензии необходимо прописать требование о выплате компенсации и реквизиты банковского счёта, на который следует перевести деньги после рассмотрения претензия. К претензии прикладываются:
- копия паспорта;
- билет на опоздавший поезд;
- справку о точном времени прибытия, выданную начальником станции.
Есть два варианта подачи документов – лично и по почте. В случае личной подачи документов нужно обратиться к начальнику станции назначения, в случае почтовой отправки адресатом будет Управление соответствующего подразделения железной дороги. При личной подаче документов заявителю следует потребовать у начальника станции сделать отметку с датой вручения документа на втором экземпляре претензии.
Претензию при любом из указанных вариантов нужно предъявить не позднее чем через сорок дней после инцидента. На рассмотрение документов потребуется время, но ответить пассажиру должны не позднее, чем через 30 дней после предъявления претензии. В случае положительного рассмотрения претензии пассажир получит денежные средства, полагающиеся в качестве компенсации, на банковский счет, указанный в претензии.
Представители транспортной компании вправе отказать в выплате компенсации, если докажут, что опоздание рейса связано с независящими от них обстоятельствами. Так пассажиру откажут, если поезд опоздал из-за неблагоприятной для поездок погоды, террористического акта или стихийного бедствия. Причины опоздания поезда, по которым перевозчик вправе не выплачивать компенсацию пассажирам, указаны в статье 794 Гражданского кодекса РФ.