Китай – огромная территория с многочисленным населением, поэтому железные дороги играют важную роль в китайской транспортной системе, способствуя экономическому росту страны.
История
Первую дорогу для движения ж/д транспорта в Поднебесной построили в 1876 году – она простиралась по маршруту от Шанхая до Усуна. В её строительстве принимали участие английские бизнесмены. База для возведения дорог в Поднебесной была заложена в 1881 году, когда получено разрешение от правительства, относящегося к династии Цин, на постройку 10 км дороги, имеющей местное значение.
С данного момента и до 1911 года (когда цинское правительство было у власти) построили 9,1 тыс. км. железных дорог. В это время построили Цзин Чжан – народную железную дорогу, которая простирается от столицы страны до Чжанцзя. В конце 1912 года был предложен со стороны Сунь Ятсена план по строительству 160 тыс. км железных дорог. До 1949 года в Китае возвели железных дорог протяжённостью 17,1 тыс. км. Но под воздействием войн и прочих бедствий 3,6 тыс. км дорог было уничтожено. Поэтому когда основали КНР, на материке железных дорог в нетронутом состоянии осталось 22,6 тыс. км.
В строительстве сетей дорог для железнодорожного транспорта Старый Китай характеризовался, как незначительными объёмами и невысоким качеством, так и неправильной общей концепцией. Большей частью, дороги возводили в регионах, которые являются прибрежными. Каждый из участков дорог находился под управлением различных организаций, что препятствовало эффективному управлению системой транспорта.
Когда образовался Новый Китай, то правительством было создано Министерство по вопросам железных дорог для обеспечения увеличивающихся потребностей в данном транспорте. До 1952 года было решено ряд задач, связанных с обустройством рельсов в нескольких провинциях Китая. В период 1958-1965 г.г. запущены новые линии и закончена первая ветка электрифицированной дороги длиной почти 100 км. Она соединяет Бацзи и Фэнчжоу.
Примечательно, что культурной революцией не был остановлен процесс возведения железных дорог, так что поэтому появились новые ветки и возведён мост через р. Янцзы. К 1977 году их длина в Китае достигла 46,2 тыс. км. Удельный вес длины двухполосных дорог составил почти 16% от общей их протяжённости.
После реформ экономика получила новое развитие, что способствовало росту строительства. Было построено много ж/д линий. К началу нового тысячелетия протяжённость дорог для движения поездов в КНР находилась на уровне 53,3 тыс. км.
В первой половине 90-х г.г. длина национальной сети возросла до отметки 64,9 тыс. км. В это время Государственным Советом была одобрена политика, касающаяся совместного возведения железных дорог в разных районах страны. Это способствовало ускорению темпов строительств дорог для электро-транспорта и обеспечивало экономическое развитие регионов.
Чтобы решить проблему, связанную с нехваткой ресурсов на возведение железных дорог, в начале 90-х был создан фонд, а также повышены налоги. За 1997 год поездами Китая было перевезено 1,62 млрд. тонн грузов, а показатель грузооборота составил 1,3 трлн. тонн. По пассажирообороту удалось достичь отметки в 350 млрд. чел./км.
В этом же году была начата стратегия по ускорению и усилению транспорта, а также повышению уровня его конкурентоспособности. Осуществился ввод контейнерных поездов, что способствовало общественному одобрению. Качество обслуживания стало лучше, а условия приобретения билетов были смягчены.
Текущая ситуация
В структуре министерства путей сообщения КНР находятся 3 важных подразделения, каждое из которых выполняет свои задачи. Система национальных железных дорог страны включает 14 бюро, расположенных в крупных населённых пунктах. Кроме того, создано 50 филиалов.
На протяжении последних 6 десятилетий было возведено множество железных дорог в соответствии с макетом национальной сети Пекина. Западное полотно по протяжённости составляет 35% от показателя всей страны.
После реконструкций и крупномасштабных преобразований китайские железные дороги стали гораздо эффективнее, чем были ранее. Произошло расширение масштаба сети и оптимизация сетевой структуры.
Сети дорог Китая несколько раз подвергались процессам по крупномасштабному повышению скоростного режима. Произошло увеличение плотности движения составов. Ощутимо развитие тяжёлого транспорта Поднебесной. Отмечается рост пропускной способности сети, что способствовало увеличению объёмов перевозок не только грузов, но и пассажиров.
Развитие скоростного ж/д сообщения
Первый быстрый поезд для перевозки пассажиров запустили в 2004 году в КНР. Он соединял Гуанчжоу с другим важным пунктом - Шэньчжэнем. Скорость состава достигала 160 км/ч. Через 3 года удалось достичь скорости перемещения поездов на уровне 200-250 км/ч. Тогда данный показатель скорости был самым высоким в мире.
Важно отметить, что в 2008 году начался процесс разработки поездов, обеспечивающих скорость в 380 км/ч. После многих лет невероятных усилий в КНР удалось ввести в применение сеть железных дорог, относящихся к категории высокоскоростных. Она достигла длины почти 7 тыс. км. Чуть более 4 тыс. км приходилось на дороги, где поезда развивали скорость 250-350 км/ч. На оставшейся части дорог скоростной режим составляет 200-250 км/ч. Протяжённость дорог (высокоскоростных) в Китае обеспечивает этой стране лидирующую позицию в мире.
На текущий момент дороги, предназначенные для высокоскоростного транспорта, находятся в хорошем состоянии. Прежде всего, это связано с использованием качественного оборудования. Также большую роль играет фактор существенной безопасности на транспорте и стабильности. Кроме того, не обошлось без комфортной обстановки в процессе использования.
Планируется, что в 2020 году на территории Китая протяжённость сетей железных дорог будет превышать 120 тыс. км.