Китай отличается стремительным развитием железнодорожного транспорта. Железные дороги Китая часто называют дорогами будущего. Сеть ежегодно разрастается, хотя и сегодня поездом можно добраться не только к крупным городам, но и к небольшим населенным пунктам. В целом по КНР используется колея такой же ширины, как и в Европе, хотя в некоторых провинциях на границе применяется смешанная колея, если в соседнем государстве используется другой стандарт.
Общие сведения
Железные дороги в Китае пользуются большим спросом среди местного населения и туристов. Это один из самых доступных и быстрых способов преодолеть расстояние между городами. Востребованы поезда и на дальних, и на коротких дистанциях. От всех пассажирских перевозок в мире четверть приходится на Поднебесную. По количеству перевозок железной дорогой Китай уступает только США и России. Ныне правительство страны нацелено на развитие высокоскоростного транспорта. Применение Маглевов и других высокоскоростных составов позволяет легко воплотить задуманное в жизнь.
История КЖД началась в 1876 году, когда было проложено первое полотно. С тех пор страна имеет сеть из 112 тыс. км путей, но на высоком результате Китай останавливаться не собирается. В Поднебесной продолжается строительство железных дорог. В 2020 году их протяженность должна превысить 120 тыс. км. Старые пути страна регулярно модернизирует под применение для высокоскоростных поездов.
Железные дороги часто возводятся с решением сложных архитектурных и инженерных задач. Пути делают в виде мостов, особенно если они проходят в городской черте. Такое решение позволяет беспрепятственно поездам двигаться на высокой скорости без помех для автомобилей и другого наземного транспорта. Китайцам принадлежит и несколько рекордов. К примеру, в 2006 году была построена самая высокогорная железная дорога, которая протянулась из Тибета в Цинхай.
Пригородное и дальнее сообщение
В Китае хорошо развито пригородное сообщение. Местные жители ездят поездами из больших городов в небольшие населенные пункты, а также успешно путешествуют между провинциями. Благодаря хорошо развитой сети железных дорог, добраться электричкой или поездом можно практически в любую точку. Часто не требуются даже пересадки. Чтобы проехать с одного конца страны в другой, потребуется не более 3 суток.
Железнодорожный транспорт китайцы используют для поездок на работу, путешествий или посещений родных, которые живут в провинции. Высокий спрос на этот вид транспорта обусловлен приемлемой ценой и скоростью передвижения.
Из Поднебесной без проблем можно доехать поездом в другие страны:
- Казахстан;
- Северную Корею;
- Монголию;
- Вьетнам.
Курсируют составы и в Россию. Пользуются популярностью следующие переходы:
- из Маньчжурии в Забайкальск;
- из Суйфэньхэ в Гродеково по Дальневосточной железной дороге;
- из Маньчжурии в Читу и Владивосток (Китайско-Восточная железная дорога);
- Золотое звено (составы курсируют в Приморский край).
В будущем китайцы планируют запустить транспортные коридоры, которые будут соединять китайские города с европейскими населенными пунктами. Ныне в планах два проекта. Согласно одному из них дорога будет вести в немецкий городок, а второму – в польский. Открытие транспортных коридоров откроет новые возможности для пассажирских и грузовых перевозок. При использовании высокоскоростных поездов они могут стать хорошей альтернативой авиаперелетам.
Типы поездов и вагонов
В зависимости от скорости передвижения китайские составы делятся на несколько категорий:
- G – могут разгоняться до 350 км/ч;
- D – передвигаются со средней скоростью 200 км/ч, делают минимальное количество остановок на пути;
- Z – едут со скоростью 160 км/ч, но курсируют обычно в ночное время и без остановок на промежуточных станциях, поэтому быстро преодолевают расстояние;
- T – передвигаются со скоростью 140 км/ч, отличаются наличием разных типов вагонов;
- K – едут со скоростью 120 км/ч, но делает остановки практически во всех населенных пунктах;
- No Prefix (без буквы) – поезда со старыми вагонами.
В Китае имеются вагоны разных типов (сидячие, мягкие, жесткие и др.). Каждый пассажир может подобрать оптимальный вариант в зависимости от финансовых возможностей, личных пожеланий к комфорту и дальности поездки. Большинство вагонов в Поднебесной новые и современные. Пассажиры могут в них рассчитывать на ряд различных услуг. Имеются розетки для зарядки гаджетов. В большинстве поездов катают тележки с едой. В некоторых составах имеются буфеты, в которых можно перекусить. В старых вагонах уровень сервиса оставляет желать лучшего, но их количество невелико.
Покупка и бронирование билетов
КЖД имеют официальный сайт, но забронировать билеты на нем нельзя. Он носит чисто информационный характер, то есть содержит сведения о расписании и движении поездов. Хотя с ознакомлением могут возникнуть трудности, так как сайт на китайском языке.
Если возникла необходимость заранее забронировать билеты, стоит воспользоваться услугами туристического агентства или адаптированного сайта. Хотя большинство таких ресурсов предоставляют информацию на английском. Но при минимальном знании языка можно разобраться с процедурой.
Купить билеты в Китае иностранцы могут только в кассе. К сожалению, не во всех городах кассиры знают английский язык, поэтому следует быть готовым к трудностям. Чтобы приобрести билет через терминал, нужно иметь китайский паспорт.