Руководство РЖД сообщило об инновационной идее заменить полки в плацкартных вагонах на капсулы. Он должны быть чем-то похожи на капсулы, которые используются в отелях при аэропортах. Главный плюс такой инновации заключается в наличии индивидуального пространства. В дальнейшем, возможно будут реализованы пространства-трансформеры для большего удобства пассажиров, чтобы они могли выбирать максимально комфортный вариант с учетом личных предпочтений. Как будут выглядеть эти трансформеры, пока не известно.
Эксперты не разделяют идеи РЖД и утверждают, что нововведения могут не принести желаемого успеха. Дело в том, что при покупке билетов большинство россиян обращают внимание на стоимость. Цена проезда в капсулах будет стоить дороже, что может оттолкнуть людей от покупки билетов.
Кардинальные изменения
Первые инновационные вагоны начнут перевозить пассажиров в 2019 году. На 2020 год запланировано производство двухэтажных вагонов нового вида.
Чтобы пребывание в пути было максимально комфортным для пассажира, будут установлены розетки, оборудование для обеспечения доступа к беспроводному интернету и предусмотрены другие удобства. Так как пока нет возможности полностью отказаться от старых вагонов, в которых нет климатической техники и биотуалетов, они будут выделены в отдельную категорию – эконом-бюджет. Главная их особенность – низкая стоимость проезда. По сравнению с современными поездами, проезд в старых вагонах будет на 5-10 % дешевле.
Антимонопольная служба одобрила решение РЖД создать класс эконом-бюджет. По словам некоторых сотрудников ФАС, вполне нормальной можно считать желание перевозчика побороться за клиента в условиях постоянного повышения цен. К тому же на юридическом уровне ничто не мешает снизать стоимость проезда.
Капсулы, которые хотят воплотить в поездах, не так давно начали использовать в гостиницах в аэропортах. Первый такой отель открылся в прошлом году в Шереметьево, затем подобного типа гостиницы появились во Внуково и Домодедово. Капсула в отеле – это изолированное место для сна. Высота капсула не превышает 1,5 метров, но внутри имеется все необходимое для комфортного пребывания – розетки для подзарядки гаджетов, зеркало, полочки и др. Каждая капсула закрывается на замок, внутри имеется индивидуальное освещение. Провести час в таком отеле стоит в среднем 300 рублей.
Результаты опроса
Чтобы узнать мнение пассажиров, был проведен опрос. По его результатам, большинство людей не готовы к кардинальным переменам и капсулам в поездах. Подсчитано, что 73% пассажиров категорически не поддерживают запланированные инновации. Для них привычней передвигаться в обычных плацкартных вагонах с определенным уровнем комфорта или его отсутствия. Меньше четверти всех опрошенных высказались в поддержку новых идей.
И хотя туристы не готовы отказаться от плацкарта, существует ряд вопросов, которые по их мнению, нужно решить в ближайшее время. Только при таком условии можно обеспечить относительно достойный уровень перевозок пассажиров. Треть людей заявили, что поездка в плацкартном вагоне ассоциируется с дискомфортом, но они готовы терпеть неудобства ради экономии. Практически такое же количество путешественников заявили, что будут ехать плацкартным вагоном при отсутствии альтернатив. 32% опрошенных спокойно относятся к поездам в вагонах доступного класса. Они не испытывают дискомфорта или неудобств.
Почти 80% людей готовы передвигаться плацкартом только при условии, что длительность поездки не превышает сутки. Если составить рейтинг неудобств, отмеченных пассажирами, можно выделить следующее:
- На 1-ом месте – антисанитария, наличие постоянных неприятных запахов.
- На 2-ом месте – отсутствие личного простора, необходимость делить окружающее пространство с другими людьми.
- На 3-ем месте – теснота, неудобные полки и физический дискомфорт.
Из-за довольно сложной экономической ситуации железная дорога в России пока не отказаться от плацкартных вагонов. Ведь это самый доступный способ передвижения, доступный практически каждому. Из-за экономических факторов условия комфорта отодвигаются на второй план. На плацкартные вагоны ныне приходится основная часть пассажирских перевозок.
Какие перспективы?
При проведении опроса было выявлено, что большинство респондентов поддерживают идею развития высокоскоростного железнодорожного транспорта. Люди считают, что поездки на «Ласточках», «Сапсанах» и других составах подобного типа могут стать отличной альтернативой плацкартным вагонах, если запланировано перемещение на небольшое расстояние.
Эксперты утверждают, что успех идеи с капсулами зависит от доступности услуги. Если цена проезда будет приемлемой для большинства граждан, люди будут пользоваться услугой, так как она направлена на повышение комфорта. Сейчас нововведение выглядит как дополнительная услуга, которую навязывают пассажирам.
В целом капсулы станет неким аналогом премиум кресел в самолетах. Не исключено, что опция будет пользоваться спросом среди путешественников. В частности это касается людей, которые любят комфорт и нуждаются в наличии индивидуального пространства. При поездках на средние по дальности расстояния люди все равно будут выбирать плацкарт, поскольку стоимость его останется дешевле.
Проезд в капсулах будет стоить дороже, чем в плацкартном вагоне. Но в тоже время цена билета будет дешевле по сравнению с купе, поэтому не исключено, что этот класс будет востребован среди пассажиров, которые едут на относительно дальние расстояния.
Будущие затраты
Производить новые вагоны будут предприятия, которые входят в состав холдинга Трансмашхолдинг. Ныне средняя стоимость одноэтажного вагона составляет 46 млн. рублей, а двухэтажного – 80 млн. рублей. Цена транспортных капсул будет зависеть от этажности и других переменных факторов. Хотя назвать даже приблизительную сумму, необходимую для его производства, пока не решаются.
Воплощаться идея с капсулами сначала будет на дорогих и востребованных маршрутах. Это может быть рейс из столицы в Санкт-Петербург, либо же соединение между Казанью и Москвой. В остальные города ездить капсульные вагоны пока не будут. Насколько быстро реализуются запланированные инновации сложно сказать.