Хотя климатическое оборудование для свежести и охлаждения воздуха есть в большинстве поездов, нередки ситуации, когда нужно срочно открыть окно в старой электричке или поезде дальнего следования старого типа. Рассказываем, как это выполнить без рисков для здоровья и без ущерба для кошелька.
Причины и возможности
Обычно окна открывают в жару и в старых составах. Реже – когда на улице холодно. Открытие окна в поезде требуется, если:
- сломался кондиционер или его мощности не хватает;
- дурно пахнет от рыбы и другой еды пассажиров;
- появился запах псины от перевозимых животных;
- возникла духота.
Реже окно пытаются открыть, чтобы выбросить мусор или покурить. Хотя подобные действия наказуемы, а за соблюдением правил следит проводник, подвыпившие пассажиры нередко пытаются открыть окно для курения или выброса пустой бутылки.
Если конструкция поезда позволяет, то открыть можно почти любое окно. Не следует прибегать к силе, если понятно, что оно не поддается. Вероятней всего, в нем установлены крепления и фиксаторы, которые запрещают открывание. При наличии заводских пломб открыть окно можно лишь при помощи специального ключа, которым располагает проводник.
Нельзя открывать фрамуги при работающем кондиционере. Приток воздуха выведет из строя оборудование, лишив пассажиров комфорта.
Инструкция для открытия окна в электричке
Старые и большинство новых электричек имеют форточки с ручкой на защелках. Разблокировка фиксаторов позволит повернуть створку без чрезмерных усилий.
Инструкция следующая:
- Отыскать ручку (обычно в центре).
- Нащупать рычаг.
- Надавить на него.
- Потянуть за ручку к полу, зафиксировав форточку в нужном положении.
В старых электропоездах еще остаются форточки со сдвижным принципом открывания. У таких нужно тянуть ручку к себе, сдвигая створку наверх или к полу.
Когда форточка заблокирована, придется найти работника поезда с ключом. Он вставит ключ в замок и повернет его до характерного звука.
При открытии форточки, особенно в старых электричках, требуется осторожность. Не нужно давить на форточку, чтобы не разбить стекло и не пораниться.
Открытие окна в плацкарте и купейном вагоне
При работающем кондиционере, которым оснащены большинство поездов, открывание окон запрещено. Если всё же пустить свежий воздух необходимо, лучше обратиться к работнику ЖД. Спросить разрешения или попросить, чтобы он сам открыл окно.
Если проводник разрешит, то принцип открытия окна не отличается:
- Нажать на рычажок.
- Потянуть к себе.
- Откинуть фрамугу внутрь.
Какие окна не открываются
Невозможно распахнуть окна у боковых мест в старых поездах. Это вызвано особенностями конструкции. Также нельзя открывать аварийные окна. Они обозначены в поезде специальной маркировкой, рядом закреплен маленький молоточек для разбивания стекла. У них нет форточки. Например, в скорых поездах они размещены в 3 и 6 купе.
Если пассажиру невыносимо ехать без открытого окно, то проблему почти всегда удается решить. В электричке достаточно пересесть на другое кресло. В поезде следует обратиться к проводнице, объяснить проблему, попросить другое место. Если свободные места есть, то разрешение на пересадку почти всегда дают без лишних вопросов.
Что делать при поломке окна
Редко возможна ситуация, когда окно не открывается из-за поломок:
- Фиксаторы сломались из-за неправильной эксплуатации, при которой окно пытались открыть с чрезмерной силой, форточку закрывали небрежно, громко хлопая.
- Механизм заело, поэтому фрамугу не удается распахнуть на максимум.
- Внутри застрял мусор, упаковка, окурки.
О поломке нужно сообщить проводнице или другому работнику поезда. Он постарается устранить проблему.
Фрамуга с парой ручек: как открыть
Двуручные форточки зачастую не по силам открыть даже физически крепкому мужчине. Если такого среди пассажиров нет, не нужно ехать в духоте. Можно опять обратиться к проводнице или попробовать самому открыть по следующей инструкции:
- Найти боковые ручки. Могут располагаться внизу или вверху.
- Надавить на кнопки, которые находятся снаружи и внутри, вдавив их максимально. Кнопки могут в некоторых конструкциях заменяться ручками.
- Удерживая кнопки, давить на фрамугу, попытавшись сдвинуть ее внутрь, вниз, вверх (направление также определяется конструкцией).
Если не можете найти кнопки, разобраться с ручками, не понимаете, куда и как сдвигать фрамугу, лучше попросить помощи проводницы. Так не придется платить за сломанное окно, портить настроение разборками, кто виноват в неисправности.