Впервые бронепоезда появились еще в XIX столетии, хотя популярными они стали только во время Второй мировой войны. Они участвовали в важных боях и помогли Советскому Союзу и союзниками победить фашистскую Германию. Хотя использовались бронированные составы и ранее, в том числе и во время Первой мировой войны.
Главная их особенность в том, что он и локомотив, и вагоны бронированы. Также в его состав входит несколько платформ для размещения оружия. Обычно имеется и несколько пустых платформ. При необходимости на них размещают мешки, заполненные песком, за которыми находятся десантники. Сейчас бронепоезда имеются только в российской армии. Другие государства отказались от их использования.
Немного истории
Идея построить особый поезд принадлежит французам. Еще в 20-х годах XIX столетия они разработали несколько проектов, хотя так и не смогли воплотить в жизнь. Весомый вклад в развитие бронепоездов внесли венгры. Ими была построена первая модель бронированного состава, который использовался в боях за столицу Австрии.
В Гражданской войне на неожиданный шаг пошли и американцы. Они установили пушки на платформы. Нестандартное решение помогло воинам нанести конфедератам сокрушительный удар.
Середина прошлого столетия
Пик развития бронепоездов совпадает со Второй мировой войной. Немцы все свои силы сосредоточили на танках и авиации. Проектировать и строить бронепоезда они начали только к концу войны. Всего у них было 7 составов. Когда немцы решили использовать бронепоезда по назначению, они столкнулись с серьезными трудностями – разная ширина колеи, которая усложняла передвижение составов.
Строительство бронепоездов в СССР началось задолго до войны, а с началом боевых действия производство только усилилось. Все было построено 53 состава, при этом некоторые из них сыграли не последнюю роль в решающих сражениях.
«Илья Муромец»
Немцы называли этот поезд «Русским призраком» за то, что они почти бесшумно передвигались. Благодаря тому, что на его платформе было установлено несколько «Катюш», он успешно уничтожал самолеты и другую технику противника. За раз мог убить около тысячи солдат из вражеского войска. Строительством бронепоездом занимались муромские рабочие.
Главным противостоянием «Ильи Муромца» стало лобовое столкновение с немецким бронепоездом. Русский поезд одержал победу. Он не доехал до немецкой столицы всего 50 км. Помехой этому стало отсутствие путей.
«Козьма Минин»
Над строительством этого поезда работали горьковские мастера. Они не только занимались сборкой, но и финансировали проект. Бронированный состав сыграл важную роль при битве на Курской дуге. На его платформах были установлены зенитки, которые могли поражать цель на расстоянии до 12 км. За всю войну он уничтожил 15 вражеских самолетов.
Поезд северокорейского вождя
Бронепоезда обычно ассоциируются с войной и битвами, ведь прочная броня необходима для защиты от поражения оружием противника. Хотя существует и состав, который использовался исключительно в мирных целях. Речь идет о бронированном составе бывшего вождя Северной Кореи.
Дело в том, что Ким Чен Ир очень боялся летать. Не существовало доводов, которые убедили бы его сесть в самолет. Для поездки в Москву он использовал бронепоезд. Кстати, вагоны были построены в Советском Союзе. Дело в том, что такой необычный подарок северокорейскому правителю преподнес Иосиф Сталин. С Ким Чен Ир у него были теплые приятельские отношения. Позже состав неоднократно модернизировался. Свою руку к его усовершенствованию приложили японские специалисты.
Поезд корейского вождя бронирован со всех сторон, включая полы. Всего в его составе 17 вагонов, среди которых имеются спальни, ресторан и другие комнаты. Один из вагонов используется для транспортировки бронированных автомобилей премиум-класса. Внутри все предусмотрено для максимального комфорта. В составе работает интернет. В поезде трудятся охранники, уборщики, повара и другие специалисты. Достаточно даже заочно ознакомиться с бронепоездом Ким Чен Ира, чтобы понять, насколько он был обеспокоен своей безопасностью.