Практически каждому известно, что до появления электропоездов широко использовались паровозы – большие машины, оснащённые трубой – из неё выходили клубы дыма. Однако прогресс привёл к тому, что стали придумывать новые средства, которые использовались для перемещения по рельсам. Можно вкратце рассказать о поездах, которые являются малоизвестными, необычными и продвинутыми на текущий момент. Одни из них ушли в историю, а другие используются успешно и сейчас.
Конная дорога
В течение XV-XVI в.в., когда ещё не было железной дороги, немецкие и английские шахтёры использовали деревянные рельсовые пути и вагонетки для перевозки угля, железной руды и камней. Колёса вагонеток оснащались специальными выступами, которые назывались ребордами. Они удерживали колёса на поверхности рельсов. Это приспособление работало на конской тяге. Лошади или ослы запрягались в повозки, и погонщики следовали рядом. Позднее вагонетки были приспособлены, чтобы перевозить людей и грузы. У этого состава была невысокая скорость. Рельсовые пути из дерева просуществовали до момента изобретения в Англии рельсовой железной дороги. Случилось это в начале XIX века. Но такую тягу перестали использовать со временем.
Поезд в виде дирижабля
В начале 30-х годов прошлого века в Германии делались попытки создания сверхбыстрого поезда. И это практически удалось. Изобретателям пришло в голову сконструировать самоходный вагон, вес которого составляет 20 тонн. Примечательно, что у этой конструкции был пропеллер, по аналогии с самолётом. Она напоминала дирижабль, созданный Цеппелином.
«Дирижабль» на рельсах создали только в одном экземпляре, чтобы установить скоростные рекорды. Весной 1931 года транспортному средству удалось достичь скоростной отметки в 225 км/ч. На протяжении 23-летнего периода он оставался непревзойдённым. В конце 30-х «дирижабль» на рельсах демонтировали из-за алюминия, необходимого стране для создания боевых самолётов.
«Черный жук»
Примечательным новшеством на железной дороге был поезд с тягой реактивной, получивший название «Чёрный жук». Поезд был сконструирован в середине 60-х годов на основании заказа ж/д ведомства Нью-Йорка. Он «летам» по ж/д рельсам в соответствии с принципами, используемыми в создании реактивных турбин – они устанавливались на бомбардировщике B-36. Этот локомотив продемонстрировал скоростной рекорд, который оставался недосягаемым на протяжении 40 лет. Он находился на уровне 295 км/ч. Невзирая на то, что состав изготовили из «подержанных» элементов, стоимость его оказалась немалой. Вскоре учёные выяснили, что подобная тяга сильно изнашивает состав, а поэтому с него были сняты турбины. На поезд установили традиционный двигатель, который в дальнейшем использовался успешно.
Магнитоплан
Под Магнитопланом понимают поезд, перемещающийся не по двум рельсам, а по одному. Он не соприкасается с рельсом и «виснет» над полотном дороги, перемещаясь вперёд. Движение осуществляется посредством силы электромагнитного поля. В нижней части поезда находится подвеска на магнитах. В подобных условиях магнитоплан подчиняется лишь законам аэродинамики - принципам полётов.
Появление первого магнитоплана относят к 1984 году в г. Бирмингем. Длина монорельсовой дороги, возведённой для испытаний оригинального транспорта, равна 600 метрам. Магнитоплан развивал сравнительно невысокую скорость и через десятилетие от этого новшества вынуждены были отказаться в силу экономической нецелесообразности.
Подобные конструкции старались запускать в других странах (КНР и т.д.), но больших успехов в данном направлении достигли японцы. Введённую в действие монорельсовую дорогу используют успешно. Уже на протяжении 1,5 десятка лет она демонстрирует превосходные результаты. Магнитоплан достигает скорости 600 км/ч, а путешествовать подобным поездом удобнее, чем на самолёте.
Дорога на каменных рельсах
В качестве предшественника рельсов можно рассматривать диолк, созданный на территории Древней Греции. Он выполнен в виде каменной дороги-волока, предназначенной для перемещения суден от Пелопоннеса до материковой Греции. Направляющими выступали желоба, имеющие значительную глубину. В них размещали полозья, которые предварительно смазывали жиром. Нужно отметить, что данная конструкция функционировала довольно успешно.