В начале XX века в мире началась эпоха монорельса. Именно в нем инженеры-изобретатели и общество видели будущее. Первые монорельсовые дороги появились сразу в нескольких государствах. Одним из них стала Российская империя.
Первые изобретения
Мечтать о создании автомобилей и поездов на двух колесах изобретатели начали еще в начале XIX века. Первым монорельс придумал Иван Эльманов, житель Маячково в окрестностях Москвы. Изобретатель сконструировал «дорогу на столбах». Вагонетки катились по брусу за счет тягловой силы запряженных лошадей. На массовое внедрение изобретения Эльманов не нашел инвесторов, поэтому его идея осталась всего лишь причудой сельского жителя.
Только через сотню лет инженеры придумали использовать гироскоп. Принцип его работы похож на принцип движения детской юлы. При движении гироскоп удерживает вагон, позволяя составу ехать по рельсам. Гироскоп поместили в подвижном составе и протестировали. Такой монопоезд не падал ни при движении, ни во время остановки. Первыми однорельсовые поезда до морских верфей пустили англичане.
Пионерами монорельса считают А.Шерля и Л.Бреннана. Они почти синхронно показали публике монорельсовые поезда. Бреннан даже сконструировал полноценный вагон для 50 пассажиров и предложил самым смелым прокатиться в нем. Любопытно, что в числе изобретений Бреннана была управляемая торпеда, гиропоезд, летательный аппарат. Но из-за Первой мировой эти проекты не дошли до потомков.
Проекты и патенты
Инновациями заинтересовались власти и инвесторы, ведь построить монорельс было проще, быстрее и дешевле. Скептики отговаривали вкладывать деньги, ведь изобретение не создавало впечатления надежности, составу постоянно требовалась искусственная поддержка равновесия, а раскручивать сломавшийся маховик было сложно.
Но выгоды от строительства монорельса заставили закрыть глаза на недостатки. Инженеры получили команду ускорить работу по созданию однорельсовой железной дороги. В 1911 году было построено 160 км одноколейных путей на Аляске, но подробности реализации проекта история не сохранила.
В 20-е годы прошлого столетия судьба российской одноколейки переходит в руки Петра Шиловского. Этот дворянин получает патент на удерживающий в равновесии машину маховик. Еще десять лет назад Шиловский представил свой проект на Петербургском выставке, не указав имени. Но репортеры быстро нашли изобретателя. Реализовать задумку в российских условиях Шиловский не смог, поэтому начал сотрудничать с Wolseley. Британская автомобильная компания заинтересовалась проектом и даже приступила к его реализации, но Первая мировая война заставила скорректировать планы. Шиловский был вынужден вернуться в Россию.
Первый гиропоезд
На родине Шиловский не оставил идею построить гиропоезд и одноколейку. По проекту состав должен был двигаться на электротяге. Конструкция состава должна была иметь обтекаемые очертания. Только так, считал изобретатель, он сможет развить скорость до 150 километров в час. Шиловский начал реализовывать планы по выпуску первых гиропоездов, но ему опять помешала война. На этот раз – Гражданская.
Шиловский эмигрировал в Британию и продолжил работу. Хотя его изобретение датчика крена было весьма перспективным, британцы не обратили на него должного внимания. Всё созданное русским изобретателем после его смерти было отправлено на металлолом.