Новый проект по развитию инфраструктуры, который накануне анонсировали представители РЖД, вызвал немало споров. С одной стороны – масштабность и грандиозность, с другой – отсутствие острой необходимости таких больших вложений.
О проекте
По задумке инвесторов, в 2026 году откроется высокоскоростное железнодорожное сообщение между столицей Германии и китайским мегаполисом Урумчи. Проект, именуемый «Евразия», в итоге свяжет высокоскоростные пути двух стран, пути пройдут по территории Польши, России, Казахстана и Белоруссии. К слову, перед началом разработки проекта была сразу оговорена одна особенность – магистраль должна проходить через территорию Казахстана, поэтому пути не стали вести через сибирские земли.
Всего в рамках ВСМ «Евразия» будет построено с нуля 9500 км путей, в то время как ещё один масштабный проект Транссиб включал 9300 км железнодорожного полотна. Возведение железной дороги в Сибири долгое время оставалось самым грандиозным проектом по организации транспортной инфраструктуры в нашей стране. Правда на этот раз в самой России будет всего лишь 2400 км дорог, в странах СНГ вдвое больше – 4900 км.
Не так давно было принято решение о необходимости строительства скоростной трассы между Москвой и столицей Татарстана, открытие которой предполагалось приурочить к чемпионату мира по футболу. С 2013 года дело не сдвинулось с мёртвой точки, теперь же этот проект станет частью «Евразии». Собственно говоря, в 2018 году воплощение грандиозных планов начнётся именно на этом участке, остальные локации начнут осваивать после 2023 года. Вероятно, будет рассмотрена целесообразность прокладки ВСМ из Москвы в Екатеринбург, на этом настаивает бывший губернатор Свердловской области Александр Мишарин.
О деньгах
Естественно, масштабность проекта предполагает и его высокую стоимость, которая будет исчисляться триллионами. Так, на строительство ВСМ по СНГ уйдёт более 7 трлн, из них три с половиной – на Россию, чуть больше двух с половиной – на Казахстан, чуть менее одного триллиона – на Белоруссию.
Когда удастся отыграть вложения – неизвестно. Только к 2050 году «Евразия» по прогнозам аналитиков сможет приносить ежегодный доход около 900 млрд рублей. Это цифра станет реальной лишь в том случае, если темпы торговли между Европой и Китаем будут нарастать.
О прогнозах
Высокоскоростные магистрали уже не новость для современного мира, но «Евразия» станет первой ВСМ, которая будет обеспечивать не только пассажирские перевозки, но и грузовые. Поезда на таких путях могут разгоняться до 250 км/ч, что очень удобно для путешествующих людей и отправителей грузов.
На новой железнодорожной трассе подвижные составы смогут разгоняться до 350 км/ч, что даст возможность преодолеть весь маршрут по России менее чем за 10 часов. Меньше 20 часов понадобится на то, чтобы проехать расстояние от Бреста до границы Китая. В настоящее время по обычным железнодорожным путям в нашей стране поезда движутся со скоростью около 550 км/сутки.
Эксперты подсчитали и предполагаемые объёмы перевозок, которых удастся достигнуть к 2050 году. Ежегодно «Евразия» будет перевозить около 37 млн пассажиров и более 12 млн тонн грузов. На долю товарооборота между Европой и Китаем приходится около 8 млн тонн груза в год.
Об имеющемся опыте
Впервые ВСМ появились в Японии в далёком 1964 году, сегодня протяжённость таких путей по всему миру превышает 35 тысяч км, большая доля из них приходится на индустриальные государства. Лидером является Китай, где уже сейчас более 22 тысяч км высокоскоростных путей, а к 2020 году эта цифра приблизится к 30 тысячам. Ещё через пять лет китайцы планируют значительно расширить сеть ВСМ до 38 тысяч км.
Что касается России, то в нашей стране на сегодняшний день пока нет подобных магистралей. Самый быстроходный поезд связывает столицу и Санкт-Петербург, но максимальная скорость «Сапсана» 250 км/ч, а средняя 200 км/ч. При этом курсируют поезда не по выделенным путям, а по общей железнодорожной ветке.
В европейских государствах дела обстоят несколько лучше. В 2009 году некоммерческое партнёрство Euro Carex AISBL из Бельгии взялось за формирование единой европейской системы скоростных магистралей, объединив тем самым имеющуюся транспортную инфраструктуру Германии, Испании, Франции и других государств.