Временной точкой отсчета истории эстонской железной дороги стал 1862 год. Тогда Российская Империя задумалась о том, как наладить транспортное сообщение с портовым городком Палдиски. В том время Эстония была частью России, поэтому задание было стратегически важным. Пока идеи и замыслы воплотились в жизнь, прошло еще несколько лет, но обо всем по порядку.
С чего все началось?
Власти Российской Империи стали размышлять, как организовать стабильное транспортное сообщение между СПб и Таллином, Палдиски. Выбор пал на железную дорогу. Потребовалось время, чтобы реализовать проект. В 1870 году к портовому городку проехал поезд под названием «Петр I».
Открытие ЖД в Эстонии состоялось в городе Нарве. Первый поезд преодолел путь от Гатчины до Палдиски. Проезжал он через Таллин. На своем пути состав проходил и еще около 10 крупных станций. Удивительно, но ныне маршруты в Эстонии существенно не изменились.
После строительства главного маршрута развитие железной дороги в стране продолжилось. В 1872 году завершили возведение линии между Гатчиной и Красным Селом. Когда по дороге стали курсировать поезда, можно было без пересадок доехать из Ревеля до СПб. Активно развивались и пригородные маршруты. В 1876 году была продолжена железная дорога из Тарту до Тапы. Позже этот маршрут был продлен до Валги.
Уже в начале прошлого столетия Эстония имела развитую сеть железных дорог. Она практически не изменилась с тех пор. В 1905 году была запущена в эксплуатацию линия между Кегелем и Хаапсалу. Поскольку в Хаапсалу находились известные курорты и город часто посещали царские особи, был построен императорский павильон.
Электрификация и дальнейшие события
Первый электропоезд в Эстонии проехал в сентябре 1924 года. Электрификация железной дороги в стране велась активно, поэтому в ближайшее время из Таллина можно было легко электричкой добраться до пригорода в разных направлениях.
Развитие железной дороги в Эстонии положительным образом отразилось на экономике государства. Наибольшее влияние транспорт оказал на морские порты. Главная особенность эстонских портов заключается в том, что они практически никогда не замерзают. В результате стали развиваться и грузовые перевозки поездами.
Пик развития железной дороги в Эстонии приходится на советское время. Из эстонской столицы поездом можно было добраться до Москвы и Санкт-Петербурга, Пскова и других российских городов. Также составы курсировали в Ригу, Киев, Минск, Вильнюс. С распадом СССР для эстонского железнодорожного транспорта наступили тяжелые времена. Пассажирам просто некуда было ездить, поэтому снижение пассажирских перевозок было существенным.
Как обстоят дела ныне?
Сейчас активно развивается пригородное сообщение. 6 лет назад старые советские электрички заменили на новые дизели и электропоезда. Уже несколько лет рассматривается проект строительства Rail Baltika. Речь идет о железной дороге, которая соединит эстонскую столицу с другими европейскими городами. Но пока дело не сдвинулось далее разговоров и обсуждений.
Сейчас из Эстонии в другие страны поезда курсируют только в Россию. Имеется сообщение с обеими столицами. Ежедневно из столицы в Москву ездит старый состав. Дизельный поезд отправляется каждое утро и до Санкт-Петербурга. Из Эстонии поездом можно добрать еще до Латвии. Чтобы доехать до Риги, необходимо в Валге сделать пересадку. Не исключено, что в будущем прибалтийское государство будет иметь сообщение и с другими странами.