Мало кто из пассажиров задумывается перед поездкой, по какой колее пойдет поезд, какова ее ширина и особенности. Всего в мире 75% железных дорог имеют стандартную европейскую колею, 11% – широкую и 14% – узкую. Напомним, что шириной колеи называется расстояние между внутренними гранями головок рельсов. В России колея прокладывается по особенным стандартам.
Начало в Англии
С середины позапрошлого года начинается активное развитие мировой железнодорожной сети. Если в 50-е годы XIX века ее протяженность составляла всего 38 тысяч км, то в 60-е – уже 108 тысяч км, а еще через десять лет протяженность выросла еще на сотню тысяч километров.
Крупные промышленные компании настаивали на унификации путей. Это бы значительно упростило транспортировку сырья и готовой продукции на больше расстояния. Первыми стандарты ввели англичане. Так появилась «стефенсоновская колея» (по имени ее создателя Дж. Стефенсона). Ее ширина составила 4 фута 8 ½ дюйма (или 1435 мм). Считает, что англичане взяли за основу ширину колеи, по которой двигались обычные конные экипажи. А они, в свою очередь, определялись размерами повозки, которую тащили лошади.
Некоторые отклонялись от нормы. Например, колея дороги от Дублина до Дрогеда имеет ширину 1600 мм. Большая Западная дорога, проложенная в 1835 году Изамбартом Брунелем, получили колею шириной в 7 футов (2135 мм). Такие отклонения вынудили английский парламент в 1845 году законодательно ввести нормы ширины колеи в 1435 мм. Все новые дороги разрешалось строить только с такими параметрами. Если требования нарушались, взимался штраф – 10 фунтов стерлингов с каждых 10 миль в день.
Английская колея была введена на большей части современной Европы, в том числе в Германии, Баварии, Пруссии.
Колея в США
Ширина первых железных дорог в разных штатах отличалась. Она могла быть как 1524, так и 1829 мм. Например, нью-йоркская дорога имела ширину 1524 мм. Унификация колеи начинается в США с 1865 года. Распространение получают английские стандарты, но полностью перевести на них все дороги удается только к 1886 году. Тогда выходит специальная Конвенция, которая регламентировала единую ширину колеи – 1435 мм.
Типы колеи
Сегодня существуют три типа колеи – широкая, узкая и русская.
Широкая
Широкой называют колею в 1600 или 1676 мм. Первая проложена в Ирландии, Австралии, Бразилии. Вторая – в Испании, Португалии, Аргентине, Индии, Цейлоне, Чили.
Русская
Колея русской Царскосельской дороги была шире английской. Ее ширина составляли 6 футов (1829 мм). При строительстве путей от Питера до Москвы проложили колею в 1524 мм. Такие параметры использовались для большинство российских дорог, в том числе построенных в советское время. Такая ширина была позаимствована в Соединенных Штатов, куда русские инженеры ездили за опытом. Специальная комиссия произвела расчета и установила, что шестифутовая колея обходится дороже. При этом попытка сэкономить на ширине пятифутовой дороги никак не скажется на ее безопасности и производительности. Так была введена единая для российских дорог ширина колеи в 1524 мм.
С конца прошлого века для удобства ширина была уменьшена на 4 мм. В настоящее время она составляет 1520 мм и действует не только на территории всего бывшего Союза, на также в Монголии, Афганистане, Финляндии. Короткие отрезки такой ширины есть в Болгарии, Германии, Китае, Польше, Румынии, Словакии, Швеции.
Узкая
В Англии строились и узкоколейки. Так, в 1832 году в Северном Уэльсе проложили дорогу шириной всего 590 мм. Затем узкая колея появилась во Франции, Бельгии, Скандинавии.
В настоящий момент колея шириной 1067 мм проложена в странах юга и центра Африки, в Индонезии, на Тайване, Филиппинах, в Новой Зеландии. Частично они есть в Австралии, Японии.
С 2004 года Сахалинский участок «узкоколейки» был «перешит» под действующий в стране стандарт в 1520 мм. На Корсике и некоторых колониях Франции и Германии действует «метровая колея» шириной 1000 мм.
Самая узкая и самая широкая
Рекордсменами по ширине колеи стали опытные образцы железнодорожных участков немецких инженеров. В 30-е годы в Германии построили участок дороги с одним рельсом, поэтому фактически ширина колеи была равна нулю. Самую широкую колею планировали проложили инженеры нацисткой Германии, чтобы вывозить ресурсы из оккупированной Украины. Но победа советского народа поставила крест на этой идее.