Развитие железнодорожного транспорта тесно связано с увеличением скорости. Если сравнить скорость поездов экспрессов, которые курсировали в начале столетия, и современными скоростными поездами, числовые значения будут сильно разниться. Раньше экспресс поездами считались составы, движущиеся со скоростью 60 км/ч и более. Сейчас порой быстрее движутся и грузовые составы. Раньше скорость поездов сравнивали с упряжками лошадей, поэтому 60 км/ч было действительно быстро.
Первые рекордные скорости были установлены еще паровозами в 20-х годах прошлого века. К примеру, в Америке удалось разогнать паровоз до 200 км/ч на короткой дистанции. Максимальная скорость на коротких дистанциях для установления рекордов существенно отличала от средней или максимальной скорости при перевозке пассажиров.
Как менялась железная дорога?
Раньше железную дорогу можно было описать двумя словами – рельсы и шпалы. Когда состав проезжал по рельсам со скоростью 75 км/ч, из-за возникающих нагрузок костыли начинали расшатываться. Чтобы обеспечить безопасность передвижения, после каждого состава рабочие, которых называли обходчиками, забывали костыли в шпалы, пока прибудет следующий состав.
В первой половине прошлого века на железной дороге существовали ограничения скорости. Связаны они были не только с мощностью и возможностями паровозов, но и неровностями, изъянами на дороге. К тому же деревянные шпалы со временем сгнивали, поэтому их нужно было полностью менять. Не менее важно было своевременно забывать костыли в шпалы, чтобы предотвратить возможные аварии на железнодорожном полотне.
С появлением бетонных шпал ситуация кардинально изменилась. Больше не нужно было так часто проводить рельсовые осмотры, а вместе с тем увеличилась и разрешенная скорость передвижения. Применение бетонных шпал позволило железной дороге перейти на новый уровень развития, поскольку пути стали прочными и надежными, поезда смогли двигаться с большей скоростью, но при этом безопасно для пассажиров. С исчезновением деревянных шпал исчезли и строгие требования к неровностям на железной дороге.
Современные экспресс поезда
Ныне многие государства имеют развитую скоростную железнодорожную сеть. Современные железные дороги позволяют быстро и с комфортом передвигаться между европейскими странами. Своей развитой сетью славиться Япония. За последние годы Китай сделал огромный прорыв в этой сфере.
Во Франции система TGV позволила соединить между собой населенные пункты, расположенные на северо-востоке, юге и западе страны. Кроме этого, отдельные французские поезда курсируют в швейцарские города. Также система TGV связана с английской системой Интерсити и германскими поездами Талис, что позволяет беспрепятственно перемещаться из одного европейского государства в другое. Курсировать поезда начали в 1981 году. Чтобы они могли двигаться с максимальной скоростью, для них были созданы специальные пути. По специальным путям скоростные поезда могут курсировать со скоростью около 320 км/ч, а на обычных путях – до 200 км/ч.
В Японии скоростные железные дороги соединили между собой 6 крупнейших городов. Поезда в этом государстве разгоняются до 250 км/ч. В Англии с 50-х годов прошлого столетия курсируют поезда Интерсити, максимальная скорость которых может достигать свыше 220 км/ч.
В России высокоскоростные поезда «Сапсан» ездят между Москвой и Санкт-Петербургом. Поскольку они передвигаются по обычным дорогам, их скорость ограничена 250 км/ч. Как показывает практика, ныне поездом из одной столицы в другую можно добраться быстрее, чем самолетом. Сейчас в Китае развивается железная дорога на магнитных подушках, которая не имеет ничего общего с традиционным железнодорожным транспортом.