Ежедневно тысячи людей ездят электричками на работу и учёбу. Поток пассажиров на пригородных маршрутах увеличивается на выходных, особенно в летний период, за счет дачников. Востребованы и поезда дальнего следования. Железная дорога занимает весомое место в жизни человека, поэтому с ней связано немало интересных фактов.
Бесплатный проезд
Это больше похоже на сказку, чем на правду. Сейчас бесплатно ездят только «зайцы», а когда-то без оплаты мог проехать любой пассажир.
Подобное предложение действовало в рамках так называемой рекламной компании в 1837 году. Когда между Санкт-Петербургом и Царским Селом стал курсировать первый поезд, три дня проезд был бесплатным. Специальное предложение действовало, чтобы привлечь пассажиров. Этот трюк сыграл весомую роль в развитии железнодорожного транспорта.
Первая российская электричка
Первый пригородный поезд стал курсировать между столицей и Мытищами в 1929 году. Электрифицированные составы на небольших расстояниях оказались востребованы, поэтому электрички стали курсировать и в других направлениях. Пригородные сообщения активно развиваются и ныне.
Длина путей
Доказательством популярности железнодорожного транспорта в России служит внушительная протяженность путей – более 90 тыс. км. Это только дороги, по которым курсируют пассажирские поезда. Они ездят с севера на юг, с запада на восток. Отдельно стоит сказать о технических и служебных путях, протяженность которых превышает 60 тыс. км.
Самая длинная магистраль
В России находится самая длинная железнодорожная магистраль в мире. Протяженность Транссиба превышает 9,2 тыс. км. Соединяет он Москву с Владивостоком. С этой железной дорогой связано немало интересных фактов. К примеру, на пути пассажирам встречается станция «Половина». Удивительно, но она находится точно посередине всего пути. Для преодоления пути требуется немало времени. Быстрее всего маршрут преодолевает фирменный поезд «Россия» (более 6 суток).
Высокий и холодный перегон
Транссибирская магистраль проходит через регионы с разным климатом, рельефом, погодными условиями. На пути поезда проезжают самый высокий перегон в России. Составы с пассажирами и грузами поднимаются в горы на высоту более 1000 м над уровнем моря. Находится это перегон в Забайкальском крае.
Проезжают поезда по Транссибирской магистрали и еще одно особенное место – самый холодный перегон. Находится он между Забайкальским краем и Амурской областью. Температура зимой в этом регионе может опускаться до -62 градусов.
Спрос среди пассажиров
Железнодорожный транспорт пользуется огромнейшим спросом среди пассажиров. Поездами ездят люди с разным уровнем достатка на короткие и дальние расстояния. Доказательством тому служит статистика. Согласно данным РЖД, в год поездами ездит более 1 миллиарда человек. Чтобы транспортная «машина» работала эффективно, на железной дороге трудится более миллиона человек.
Фирменные поезда
Все знают, что фирменные поезда отличаются более высоким уровнем комфорта. Имеют они и еще одну особенность – именные названия. К примеру, из Москвы во Владивосток курсирует «Россия», а в Хельсинки можно отправиться на «Льве Толстом». Между столицей и Санкт-Петербургом с 1930 года ездит «Красная стрела». Всего в стране насчитывает 86 фирменных составов, которые ездят в разных направлениях.
Двухэтажные поезда
Первые двухэтажные поезда были в диковинку пассажирам, но сейчас их количество постоянно увеличивается. Они ездят из столицы в Воронеж, Адлер и другие города. Главным преимуществом таких составов является их вместительность, что позволяет перевозчику снизить стоимость проезда. Кстати, первые эксперименты с двухэтажными поездами стали проводить еще в советское время, но использовались такие вагоны для перевозки домашнего скота. Сделаны они были на Тверском заводе, а масштабно эксплуатировались при переселении граждан на Дальний Восток.
Знаменитые подстаканники
В российских поездах дальнего следования стало традицией пить чай в пути. Удивительно, но пассажиры любят покупать чай у проводника в стеклянных стаканах, которые для удобства ставятся в металлические подстаканники. Резные аксессуары стали настоящей визитной карточкой. Считается, что подстаканники стали использоваться еще в конце XIX столетия. Уже поступали предложения отказаться от этих аксессуаров в поездах, но пассажиры выступали против.
Музей железных дорог
Окунуться в историю железных дорог в России можно в тематическом музее, расположенном в Санкт-Петербурге. Он находится неподалеку от Балтийского вокзала, на территории старого депо. Открытие состоялось в 2017 году. В музее посетители могут увидеть разную железнодорожную технику и другие интересные экспонаты.