Ныне в столице работает девять железнодорожных вокзалов. Каждый из них обслуживает определенное направление. В начале прошлого века была идея построить Центральный вокзал. Он должен был заменить другие станции. Возвести его хотели в Александровском саду. И хотя разработали несколько проектов, до строительства здания дело так и не дошло. Все планы нарушили мировые войны.
Сейчас планируют построить 4 новых вокзальных комплекса, поскольку нагрузка на существующие вокзалы постоянно увеличивается. Евровокзал хотят возвести в центре города, также здания построить планируют неподалеку от станции Царицыно, Перово и Каланчевской.
Интересные особенности
Практически все московские вокзалы тупиковые. Исключение – Курский и Белорусский вокзальные комплексы. Савеловский вокзал имеет только одну проходную ветку. Большинство вокзалов названы в честь направления, которые они обслуживают. Хотя имеются и такие, что обслуживают сразу два направления, или название по какой-то причине не совпадает.
С трех вокзалов можно «Аэроэкспрессом» доехать до аэропорта. От Киевского курсирует состав до Внуково, от Павелецкого – до Домодедово, а от Белорусского – до Шереметьево. Почти на все вокзальные комплексы столицы можно попасть с кольцевой линии метро. Исключение составляют только Рижский и Савеловский. На Комсомольской площади располагается три железнодорожных вокзала. Находятся они друг от друга в пешей доступности.
Ярославский
Построенный по проекту Шустова вокзал длительное время не менялся, но со временем возникла проблема нехватки площади. Достройка зданий не решала проблему, поэтому было принято решение о строительстве нового комплекса. Возведение вокзала по проекту, утвержденным Николаем Вторым, продолжалось на протяжении 5 лет. В результате появилось строение в три разы больше прежнего. Главная его изюминка была в том, что удалось успешно объединить несколько строений в единый комплекс.
Сначала вокзал назвали Троицким, но затем переименовали в Ярославский, поскольку он объединяет столицу с северными регионами. От его платформ берет начало самая длинная железнодорожная магистраль Транссиб, которая соединяет столицу и Владивосток. Отсюда отправляются поезда в Китай, Монголию и Корею.
Савеловский
Это единственный столичный вокзал, который обслуживает только пригородное сообщение. От его платформ не отправляются составы дальнего следования. Автором проекта стал Савва Мамонтов, который известен в истории как крупный промышленник и меценат. На протяжении 10 лет, вплоть до 1912 года, вокзал назывался Бутырским.
Рижский
Главная особенность этого вокзального комплекса в том, что он обслуживает всего два поезда. Один состав курсирует в Ригу, а второй – в Великие Луки. Часть территории, в том числе и платформы, отведены под музей, посвященный железнодорожному транспорту. Желающие сполна окунуться в историю могут прокатиться на ретро-поезде на паровозной тяге. Экскурсантов отвозят на старое депо, которое действует и ныне.
Павелецкий
Изначально вокзал был Павелецким, затем его переименовали в Саратовский. Название продержалось до 1941 года, а после вернули первоначальное название. Главная особенность Павелецкого вокзала в том, что к его платформам прибыл траурный поезд, который привез тело Ленина. Позже в связи с этим событием открыли музей.
Ленинградский
Это один из старейших вокзалов столицы. Сейчас он является памятником архитектуры, а поэтому охраняется законом. Здание является зеркальным строением Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Над созданием проекта трудился Константин Кон, которому принадлежали и другие известные работы.
Курский
Самый крупный вокзал столицы способен одновременно вместить 11 000 человек. Здание высотой 15 метров имеет необычный козырек.
Киевский
Стиль вместительного здания объединил в себе нотки ампира и неоклассицизма, но главная изюминка комплекса – это высокая башня (51 м) с огромными часами. Местные жители часто называют ее московским Биг-Беном. К особенностям можно отнести и стеклянное перекрытие, выполненное по уникальному проекту.
Казанский
Еще один памятник архитектуры в Москве. Последняя реконструкция проводилась в 1990 году. Тогда и появился современный терминал, а также различные технические новинки. В ходе реконструкции построили и самый длинный подземный тоннель, который объединил три вокзала на площади.
Белорусский
От платформ этого вокзала отправились первые эшелоны с солдатами в 1941 году. Белорусский вокзал связывают с Великой Победой, поэтому ежегодно здесь проводятся торжественные мероприятия 9 мая. Вокзальный комплекс длительное время был главным местом встречи иностранных делегаций.