Упоминание про вокзал можно услышать лишь в разговорной речи. В официальных бумагах он называется «пассажирским зданием». Но это слишком скучно, ведь вокзалы никогда не были всего лишь местом, где можно купить ж/д билет. С ними связано немало романтических историй, трагических расставаний и исторических событий. О главных российских вокзалах расскажем в этом обзоре.
Особенности
Строительство вокзалов по укоренившейся еще с царских времен традиции поручали только самым опытным архитекторам. Например, питерский Московский и московский Ленинградский похожи как близнецы-братья, потому что построены по одному проекту. Его разработал Константин Антонович Тон, прославившийся проектами Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Тон был известен мастерством создания архитектуры в русско-византийском стиле, прошел 6-летнюю стажировку в Италии и заручился поддержкой императора Николая Павловича.
Когда речь заходила о строительстве нового вокзала в очередном городе, местные власти делали всё, чтобы объект получил «особенное лицо». В крупных городах вокзалы превращались в визитную карточку и одну из главных достопримечательностей. Большинство из построенных в прошлом веке наделены статусом памятников архитектуры и находятся под охраной государства.
«Ворота» в Петрозаводск
Петрозаводский вокзал справедливо называют «воротами в город». Его здания элегантно вписаны в общую застройку площади, выполняя функцию доминанты. Отсюда начинается главная городская улица-ось Петрозаводска – проспект Ленина. Вокзал построен в 1955 году по проекту В.Ципулина. Здание в стиле неоклассицизма признано историческим памятником советской эпохи.
Самый новый в России
Самый новый из российских вокзал в Самаре, еще и самый высокий в Европе. Смотровая находится на высоте 95 метров. С нее вся Самара, как на ладони. Для удобства передвижения по вокзалу привычные лестницы заменены спиральными пандусами, идущими с одного этажа на другой. Можно воспользоваться лифтом. Под самым куполом – Музей Куйбышевской ж/д дороги, где регулярно проводят экскурсии. Расписание поездов выводится на электронные табло. Вечером здание красиво подсвечивается, что делает его украшением города.
«Лицо» города будущего
Когда советские архитекторы проектировали липецкий вокзал, они были уверены, что наделяют его чертами, присущими любому городу будущего. Наклонное здание необычной формы сразу привлекает внимание и является образцом советского футуризма. Популярностью у пассажиров пользуются местные скульптуры – «Дама и носильщик», «Начальник станции и обходчик». В 2003 году вокзал был основательно отремонтирован – покрашен необычный фасад, восстановлены часы на башне, вставлено новое остекление. Внутри повесили новые табло, сенсорные системы, установили скамьи.
Музей под открытым небом
Новосибирский вокзал – результат усилий сразу трех поколений советских архитекторов. В результате город приобрел интересную достопримечательность и важный транспортный узел. Роскошные интерьеры Музея под открытым небом облицованы мрамором. Внутри размещено несколько памятных табличек, которые оповещают о заезде на вокзал интересных личностей. Есть несколько любопытных скульптур и макет паровоза Царскосельской ж/д дороги.
Под охраной льва
Красноярский вокзал с примыкающей площадью является гордостью горожан. Здесь просторно, современно, удобно. Архитектура выдержана в неорусском стиле. Первое здание строилось еще в 1895 году по проекту Н.Соловьева. Пассажиров встречает и провожает лев с лопатой и серпом – символ Красноярска. В 2004 году вокзал основательно реконструировали. Был отремонтирован тоннель к платформам, заменены за железобетонные шпалы, добавили больше касс, расширили залы ожиданий. Теперь вокзал способен принимать в сутки до 2,5 тысячи пассажиров.
Царский дворец
Эклектичность – главная особенность омского вокзала. В его архитектуре есть элементы советского модернизма, неоклассицизма, конструктивизма. А внутри сохранены интерьеры царских дворцов.
Образец функциональности
Архитектура челябинского вокзала отличается строгостью, а внутренние помещения – функциональностью. Первое одноэтажное здание было построено в 1892 году из-за необходимости доставлять природные богатства Южного Урала. С конца XIX века здание трижды перестраивалось. Сегодня оно отвечает современным стандартам обслуживания пассажиров. Современное здание построено в середине 50-х годов прошлого столетия. В 2005 году вокзал был масштабно реконструирован. Достопримечательности внутри – Музей камня, зимний сад, фонтан.
Близнецы-братья
Сочинский и симферопольские вокзалы похожи, как близнецы-братья. Они построены в 50-е годы прошлого столетия и напоминают архитектурой сказочные дворцы Востока. Доминантной зданий являются высокие башни, украшенные часами. Вокруг много простора, благоухающих цветов. Как не почувствовать себя во время поездки султаном.