Пассажиры часто видят в билете аббревиатуру ФПК и задаются вопросом – как она расшифровывается и что означает?
Расшифровка
ФПК расшифровывается как «Федеральная пассажирская компания». Она является «дочкой» РЖД, поэтому на серых вагонах размещено название головной компании. ФПК обслуживает поезда по большинству направлений, кроме:
- «Сапсанов»;
- некоторых «Ласточек»;
- составов, которые ходят в Крым, Якутию, на Сахалин;
- «Гранд-Экспрессов» и «Мегаполисов»;
- части турпоездов, в том числе «Рускеальского экспресса».
Фирменные составы («Красная стрела», «Экспресс»), 2-этажные поезда (кроме курсирующих в Крым), «Невские экспрессы» тоже находятся в ведении ФПК.
Особенности
Компанию создали в качестве дочернего предприятия РЖД в конце 2009 года. В 2014 году она сменила форму собственности – вместо ОАО стала АО. По структуре обе компании схожи, да и руководство осуществляется одними лицами. Именно поэтому на поездах ФПК написано РЖД.
ФПК осуществляет обслуживание поездов. Обычно уровень сервиса в них чуть ниже, чем в поездах РЖД. Пассажиры ФПК могут использоваться бонусы программы лояльности, однако тарифы и акции у двух перевозчиков отличаются.
За время существования компания меняла руководителя дважды. С 2010-го руководство осуществлял М. Акулов, при котором появилась узнаваемая серая окраска вагонов, но были отменены многие региональные составы. В 2023-м Акулов был арестован по делу о мошенничестве.
В 2016-м на должность главы ФПК назначили П. Иванова, при котором:
- стали развивать направление 2-этажных поездов;
- активно обновлять вагоны;
- запустили на дальние расстояния «Ласточки»;
- начали внедрять турпоезда;
- вернули поезда в населенные пункты с малым числом жителей;
- стартовала программа обновления плацкарты;
- повысился уровень сервиса.
В 2020-м Иванов ушел в ФАС, а на его место назначили В. Пястолова, который до этого руководил СКЖД. Действующий руководитель ФПК избегает публичности, не ведет страницы в соцсетях, личную электронную почту для жалоб заменили на корпоративную.
По мнению критиков, единственной значимой заслугой Пястолова являются вагоны-бистро, в которых питание разогревается. Готовят его не в поездах, а на кухнях-фабриках. У пассажиров достаточно претензий, которые перевозчик пытается решать.