Расположенный неподалеку от Литейного моста вокзал в Северной столице не зря назван Финляндским. Отсюда в Хельсинки ездит фирменный поезд Аллерго. Другие составы дальнего следования вокзал не обслуживают. От его перронов отправляются только пригородные поезда. Хотя свое название он получил почти сразу после строительства. Происходит оно от дороги, которую изначально обслуживал железнодорожный узел, а построена она была соседями.
Немного истории
В 1870 году на ЖД путях была возведена станция. Над строительством путей ранее трудились финские специалисты. Проект разработал русский архитектор Петр Купинский, а вот над внутренним убранством помещения работали финны. Постройка отличалась простотой и скромностью. Даже комнаты для королевской семьи не были изысканными и роскошными. Почти всюду здание было одноэтажным, только по углам были надстройки, в которых находились помещения на втором этаже. Главной особенностью станции стал просторный зал. Работало и удобное отделение для хранения багажа. И хотя внешне здание не имело фресок и других изысков, внутри для пассажиров создали максимальный комфорт. На всей ветке железной дороги, которую построили финны за деньги, взятые в кредит в Русской империи (10 тыс. золотом), была единственная постройка из камня. Остальные сооружения были возведены из дерева. С запада обустроили небольшую привокзальную площадь у входа на вокзал.
Позже станция, помимо финской ЖД, начала обслуживать направления, ведущие и в другие пригородные населенные пункты. Пути в Санкт-Петербурге были подняты на специально возведенные сооружения, поскольку из-за довольной густой сети возникали трудности при передвижении повозок.
Финляндский вокзал имеет богатую историю. Он стал особым местом, с которого начался переворот в стране. Когда Владимир Ленин вернулся из эмиграции, он взобрался на броневик и произнес речь перед простым народом, призвав его к революции. Чтобы подчеркнуть значимость тех событий, на площади возвели памятник Ленину на броневике. Он был перемещен ближе к набережной Невы в 1967 году.
Значимую роль вокзал сыграл и во время Второй мировой войны. Его называли начальным этапом так называемой Дорогой жизни. Как напоминание о пережитых страданиях, на вокзале ныне установлен памятный столб.
Через транспортный узел эвакуировали стариков, детей и женщин, поставляли боеприпасы и продовольствие, так как другие вокзалы не работали. Во время войны здание сильно пострадало от постоянных обстрелов со стороны врага. После отступления немцев на Финляндский вокзал пришел первый состав с продуктами и другой гуманитарной помощью из Челябинска. Уже с 1944 года железнодорожную станцию начали отстраивать.
Возведение современного здания
Вокзальный комплекс был возведен в 60-х годах прошлого столетия. Над его возведением трудились известные архитекторы и инженеры-конструкторы. На реализацию проекта понадобилось 4 года. Новый вокзал претерпел существенные изменения. Одной из главных особенностей стал украшенный выпуклыми рельефными скульптурами фасад. Всего студентами было выполнено 17 горельефов, в основном на тематику революции.
На этом вокзале появился первый железобетонный свод в Ленинграде. При строительстве нового комплекса были продуманы детали. Чтобы пассажирам могли удобно передвигаться внутри помещения, от кассы сделали выход на перрон и к метро.
В связи с празднованием 300-той годовщины города вокзальный комплекс реконструировали. Во время проведения работ были заменены инженерные сети, а также восстановлен фасад, улучшена кровля. В рамках реконструкции также была обновлена башня и помещения второго этажа.
13 лет назад на площади Ленина начал работать фонтанный комплекс. На его открытии в воду бросали монетку мэр и президент России. Сейчас это одно из излюбленных мест жителей города. Здесь люди устраивают свидания, фотографируются и просто гуляют.
Несколько интересных фактов
- При создании памятника вождю революции скульпторы долгое время не могли найти модель. Проблема была решено необычно – натурщиком стал человек, который изначально работал над творением скульптуры.
- В 1957 году Финляндия передала СССР паровоз, на котором Ленин вернулся в страну. Он какое-то время использовался для перевозки пассажиров, а позже был отправлен на свалку. Паровозов такой модели было мало. Только в 1967 году он был помещен в павильон на вокзале, возведенный из стекла.
- Финляндский вокзал часто называют Финвал или Финбан. Это простое название имеет немецкое происхождение, но довольно сильно прижилось среди простых людей.