Многие туристы, путешествуя по Европе, выбирают железную дорогу. И это неудивительно, поскольку приобрести билеты на поезд можно не только на станции, но и в интернете. К тому же железная дорога соединяет не только крупные европейские города и туристические центры, но и маленькие городишки и деревни. Даже будучи неопытным путешественником, можно легко спланировать поездку по Европе на железной дороге. К тому же у вас будет возможность как посетить большие города, так и познакомиться с историей и традициями провинциальных населенных пунктов.
Поскольку города в Европе расположены друг от друга на небольшом расстоянии, в пути вы можете провести всего несколько часов, если желаете посетить другой населенный пункт. Всего за один день вы можете пересечь несколько стран, посмотреть красивые пейзажи и уникальную старинную архитектуру. Около 80% пассажиров в Европе перемещаются на железной дороге на небольшие расстояния, и только пятая часть людей путешествует относительно далеко.
Строительство железных дорог в Европе было начато еще в середине девятнадцатого столетия. К началу XXI века на европейской территории уже существовала сеть железных дорог, достаточно разветвлённая, но в тоже время сложная. В конце прошлого столетия железные дороги Великобритании были соединены с материковой частью Европы. Рельсы были проложены через туннель, проходящий под проливом Ла-Манш. Чтобы перебрать с островной части на материк или наоборот, необходимо поездом проехать по «железке», расположенной на 127 метра ниже уровня моря.
История развития европейского железнодорожного транспорта тесно связана с её экономическим развитием. За весь период существования железных дорог работали различные схемы владения и управления активами этого вида транспорта. Сейчас рельсы, поезда, депо и вокзалы контролируются государственными компаниями, а вот предоставление услуг может осуществляться как госкомпаниями, так и частными операторами. В каждой стране имеются свои правила и особенности. Каждое государство имеет собственную железнодорожную сеть, но между собой они соединены в большую систему, поэтому туристы могут путешествовать железной дорогой из одной державы в другую беспрепятственно.
Покупая железнодорожные билеты в Европу, не все люди осведомлены о том, что в большинстве европейских стран ширина колеи равна 1435 мм. Хотя в некоторых странах осталась собственные стандарты. Такая ширина колеи была принята Джорджем Стефенсоном при прокладке первой железной дороги в Европе, что протянулась от Ливерпуля до Манчестера. Интересным фактом в истории стало то, что в 1833 году в Великобритании были построены железные дороги, ширина колеи которых составляла 2135 мм.
Поскольку в континентальной Европе был настоящий хаос с шириной колеи, спустя 13 лет комиссией был подписан Билль. Согласно утвержденному документу, ширина колеи должна быть 1435 мм. Большинство европейских стран также использовали эти стандарты при строительстве и железных дорог. Для рельс с узкими колеями были приняты отдельные стандарты.
Ранее стандартом ширины колеи в России, как и в Финляндии, было расстояние в 1524 мм, но с середины 70-годов прошлого века ширина была изменена до 1520 мм. Принятый тогда стандарт существует и сейчас. Чтобы перевести все российские железные дороги на новый стандарт колеи, потребовалось около 20 лет, поскольку железнодорожная сеть в стране достаточно развита, а протяженность дорог составляют тысячи километров.