На современных электричках в поездку отправляются люди, разные по своему социальному классу и уровню благосостояния. Это бизнесмены, пенсионеры, многочисленные офисные работники, а также дачники и студенты.
Каждый из них обладает своими предпочтениями к комфорту, поэтому кто-то предпочитает занимать удобное кресло со специальными подлокотниками, требует наличия кондиционера, обязательно Wi-Fi, а также розетки для подключения ноутбука. Но кто-то спокойно едет в обычном тамбуре. Поэтому разные потребности сегодня удовлетворяют три класса современных электропоездов.
III класс
Сегодня электричка является очень доступной. Ее основными пассажирами становятся рабочие, люди со льготным проездом, студенты и многочисленные офисные сотрудники, дачники, а также путешественники с небольшими деньгами.
В вагоне с достаточно спартанской окружающей обстановкой присутствуют 110 удобных мест. Также спинками установленных сидений внутренняя часть салона разделяется на шестиместные отсеки. При этом вагон почти на 40 см превышает ширину обычного пассажирского вагона.
Из-за увеличенного габарита в ряду может быть размещено дополнительное место с конфигурацией 3+3. Сидячие места не являются пронумерованными, поэтому кто смог сесть - поедет сидя. Многие люди размещаются в проходе вагона, держась за ручки, прикрепленные к спинкам установленных сидений.
Жёсткость
Самым простым вариантом являются жесткие сидения, созданные из деревянных реек, обычной фанеры или пластика. Такие сидения, на которые приходится подкладывать что-либо мягкое, устанавливаются в старых вагонах или в тех местах, где необходимо антивандальное исполнение.
Полумягкие устанавливаемые сидения с обтянутым поролоном и с велюровой обивкой являются очень комфортными в путешествиях на дальние расстояния. Оснащенные подголовниками сидения являются безопасными, так как при резком торможении поезда люди не получат травмы спины и шеи.
Туалетные помещения
В этой электричке небольшие кабинки туалетов находятся в головном, а также в хвостовом вагоне. Часто присутствуют туалеты, сливающие содержимое на железнодорожные пути. Двери таких кабин обязательно запираются при проезде городов, а также обозначенных зон санитарного назначения.
Специальный вакуумный биотуалет, требующий регулярного обслуживания, работает в течение всей совершаемой поездки. При отсутствии обслуживания такого туалета в вагоне появляется очень неприятный запах.
Сидячие места
Вдоль вагона прямо над сидениями располагаются багажные полки, но пассажирам лень убирать свои вещи наверх. Поэтому они размещаются прямо на сидениях, что приводит к тесноте и возникновению жарких споров.
Полумягкие установленные сиденья многих электропоездов серии «ЭР2» разделялись специальными вставками из пластика на сегменты. При выполнении ремонта сидения обтягиваются искусственной кожей. Сегодня в современных поездах «ЭД4М» раздельные виды сидений установлены на едином каркасе, поэтому споров о размещении практически не появляется.
Отдых
На сидении в 1,35 метра можно даже разместиться лежа, при этом поджав ноги. Это актуально для самых ранних и поздно проходимых электричек. При этом обувь снимается и размещается возле сидений. Еще одним вариантом является расположение ног на противоположном сидении, что считается не очень хорошим тоном. На полку для размещения багажа пассажиры забираются редко.
Интернет в вагоне
Проходящие пригородные поезда сегодня обязательно оснащаются Wi-Fi, который предоставляется бесплатно. В республике Татарстан действующая компания по пассажирским перевозкам «Содружество» подключила интернет сразу в пяти используемых составах, а в Москве такая система проходит тестирование. При этом интернет прекрасно работает в современных электропоездах на самых разных направлениях.
Вагоны современных пригородных поездов
Пригородный поезд с пассажирскими вагонами функционирует на электровозной или же тепловозной тяге. При этом каждый вагон, оснащенный двумя туалетными кабинками, обязательно обслуживает проводник. При нехватке проводников вагоны сцепляются своими тамбурами для того, чтобы один человек мог обслуживать два больших вагона.
Напротив купе главного проводника находится титан. Для получения кипятка необходимо предупредить его заранее. Необходимое электричество вырабатывается генератором в процессе движения. При этом на проведенных электролиниях питание нагревателя осуществляется от самого электровоза. Более редко титан топится углем, брикетами торфа или дровами.
Общий пассажирский вагон оснащается жесткими лавками, а также плацкартом без белья. Иногда могут встретиться поперечно расположенные трехместные сиденья, а также продольная лавка, расположенная вдоль борта.
Сидячий вагон оснащен крепкими просторными полками для багажа, а также откидывающимися креслами, расположенными прямо друг за другом. Перед каждым таким креслом размещен откидной небольшой столик. При этом проход между сиденьями является широким. Многие современные пассажиры считают такой вагон очень удобным в пригородном поезде, так как в нем при поездке можно выполнять множество разных дел.
Рабочие поезда
Такие поезда относятся к III классу совершенно условно, но в них должны перевозиться только железнодорожники, а также рабочие бригады. Уборкой вагонов занимается локомотивная команда. В результате кажется, что они не убираются годами. Поэтому для поддержания чистоты некоторые из машинистов прикрепляют прочные пакеты для размещения мусора прямо к ручкам установленных сидений.
II класс
К такому классу относятся «дальние» и так называемые «ближние» экспрессы. При этом «Ближние» — это региональные виды экспрессов, «Спутники», а также «Аэроэкспрессы». «Дальние» — это именно межобластные экспрессы. Пассажирами такого класса транспорта являются офисные сотрудники, туристы и многочисленные путешественники.
Билеты на экспрессы приобретаются с предоставлением паспорта в специальных установленных кассах, а также через интернет. При этом перевозчиком гарантируется комфортная поездка.
Иногда в составе поезда присутствует вагон без сидячих мест, необходимый билет в который по сниженной цене может быть приобретен в автомате без предъявления паспорта.
Во II классе все пассажиры размещаются в креслах, оснащенных регулируемыми удобными спинками. Присутствуют откидные небольшие столики, а также кондиционер. Один раз в течение поездки по всему составу обязательно идет официант, который предлагает напитки, сладости и различные сувениры. При этом проводник присутствует в каждом из вагонов.
В салоне такого «Аэроэкспресса» присутствуют стеллажи для размещения чемоданов. Удобные кресла компонуются, что обеспечивает дополнительный комфорт.
Часто в составе современной электрички организуется вагон с повышенным уровнем комфортности с более дорогим проездом. В салоне присутствуют кресла, небольшие столики, красивые шторки, большой кулер с питьевой водой и телевизор. При этом есть пространство для размещения ног.
На действующей Свердловской железнодорожной ветке в настоящее время в головные, а также в хвостовые вагоны билеты продаются по недорогой стоимости без каких-либо доплат. При этом остальные вагоны относятся к III классу. Распределение людей по составу является равномерным. При этом из них убраны мягкие удобные кресла, небольшие столики, которые заменили деревянные лавки.
I класс
Первый класс размещен в отгороженной от посторонних глаз части вагона. Это может быть вагон в общем составе экспресса. При этом пассажирами являются крупные бизнесмены, разные знаменитости, а также любители повышенного комфорта.
Вагон оснащен мягкими регулируемыми креслами, столиками, необходимыми розетками, Wi-Fi, большим телевизором и кондиционером. В поезде присутствует буфет, действующий гардероб, обязательно есть проводник со стюардом. По своему уровню комфорта такой транспорт является конкурентом автомобиля.
IV класс
В нашей стране такого класса нет. Но он присутствует в других странах. Популярный лоукостер Izy, который работает на ветке Париж — Брюссель, занимается продажей билетов на стоячие места в разных экспрессах.
Перевозчик сразу предупреждает о том, что скорее всего придётся весь путь стоять, поэтому не рекомендуется использование IV класса многим людям с ослабленным здоровьем, всем пассажирам с маленькими детьми, а также беременным женщинам. Но на дешевые билеты существует высокий спрос: многие люди решают ехать именно стоя для своей экономии.