У каждой отрасли есть своеобразные тренды. К примеру, уже никого не удивишь гибридными автомобилями. А какие новшества уже может предложить железная дорога? Давайте разберемся во всем по порядку. Итак, в мире есть два пилотных проекта, связанных с запуском эко-поездов. Они довольно перспективны.
Впереди планеты всей – Австралия
Совсем недавно в Австралии был запущен состав с локомотивом на солнечных батареях. Традиционное топливо для такого состава не требуется. Идея о запуске такого экологичного поезда местной железнодорожной компанией была придумана еще в 1993 году.
На протяжении 20 лет специалисты активно привлекали к проекту инвесторов и дорабатывали необходимые детали. Согласно первоначальному проекту, эко-поезд должен был связать две части страны на разных берегах материка. Пока же эко-поезд с успехом передвигается по району Нового Южного Уэльса.
Впрочем, сам эко-поезд не позиционируется как революционный. Состав для запуска был найден на свалке. Поезд пролежал там больше 70 лет. Местным энтузиастам удалось придумать для него солнечные панели и электродвигатель.
Пассажирский поезд оформлен в ретро-стиле и в нем работает всего один вагон-локомотив. Для облегчения задачи конструкторы заменили все тяжелые части – локомотив приобрел кузов из легкосплавного алюминия. Длина маршрута – всего 3 км. В вагоне оборудовано 100 мест, передвигаться можно стоя или сидя.
Цель такого проекта – доказать, что альтернативные источники энергии можно смело использовать и для железных дорог. Авторы проекта не собираются останавливаться на этом. Поэтому можно предположить, что в ближайшие годы по территории Австралии будут ездить несколько поездов с локомотивами, передвигающимися за счет солнечных батарей.
Не совсем экологичные технологии
В основное время австрийский поезд действительно передвигается за счет солнечной энергии. Батареи питают двигатель, который и приводит локомотив в движение. Однако это не все особенности старинного поезда.
В конструкции ведущего локомотива все же имеется дизельный двигатель. Как отмечают разработчики, он будет использоваться лишь в крайнем случае.
Солнечные батареи для оснащения локомотива были изготовлены по индивидуальному заказу. Главную трудность для конструкторов представлял выбор оптимальной формы солнечного аккумулятора. С одной стороны, солнечная панель должна была иметь форму, которая будет способствовать накоплению солнечной энергии в максимальном количестве. С другой стороны, солнечная панель должна была быть спрятана, чтобы не привлекать внимание.
Эко-технологии в других странах
Опыт австрийцев решила перенять Индия, в 2017 году здесь тоже запустили поезд на солнечных батареях. Конструкторы провели серию испытаний и уже подсчитали выгоду от эксплуатации такого состава – она составит до 21 тыс. лир в год.
Индийский железнодорожный состав тоже имеет в основе дизельный двигатель. Солнечные панели с аккумулятором в нем предусмотрены для дополнительных опций – освещения, работы датчиков и т. д.
У Индии есть большие планы насчет внедрения современных технологий на железной дороге. Так, до конца 2018 года солнечными панелями и аккумуляторами планируют оснастить еще 24 состава.