Одно из недавних деловых мероприятий в сфере железнодорожного транспорта попыталось решить одну из насущных проблем – как избежать повышения тарифов и сборов на железной дороге. Зам гендиректора Института проблем естественных монополий А. Синев предложил ввести новое звено – модератора, который поможет избежать напряженности и предотвратит регулярный рост тарифов.
Зарубежный опыт
Эксперт сделал отсылку к опыту США. Там эффективно работает система регулирования рынка модератором, который увязывает воедино объемы закупок грузоотправителей, делает рыночные расчеты, устанавливает источники обеспечения ресурсами. Его задача – предложить системные подходы для решения конкретной задачи, которые устроят всех участников рынка.
Например, при закупке локомотивов модератор:
- Собирает всех участников сделки.
- Заключает соглашения.
- Формулирует комплексный заказ.
- Обеспечивает связь между исполнителями.
Также, по мнению эксперта, важно выстраивать логистические цепочки грузопоставок по принципу схожести, который в долгосрочной перспективе гарантирует предсказуемость тарифов и ставок. Это позволит участникам рынка планировать деятельность. Конвергентная система, по словам Синева, гарантирует свободу бизнес-деятельности и благотворно влияет на регулирование естественных монополий.