Чрезвычайной ситуацией в сфере ж/д перевозок считается температурный выброс железнодорожного пути. Это явление может привести к страшным последствиям, особенно в том случае, когда произойдет прямо под движущимся поездом.
Что такое выброс пути?
В 1988 г. произошло крушение поезда «Аврора». Одна из версий указывает, что причиной трагедии как раз послужил температурный взрыв железнодорожного пути. Таким явлением называется изменение путей из-за неконтролируемой разрядки температурного напряжения. При его развитии появляется искривление железнодорожного полотна в пределах 0,3-0,5 м на участке длиной 20-40 м.
Выброс осуществляется мгновенно, наиболее опасен в случае нахождения на пути движущегося поезда. Как раз с целью предупреждения выброса между рельсами оставляется небольшой зазор. Размеры этого зазора устанавливаются с учетом климатических особенностей конкретного региона. Если сделать его слишком большим, то зимой велика вероятность того, что из-за низких температур длина зазора может стать больше 35 мм, что является недопустимым значением.
В летнее время из-за высоких температур длина рельсов увеличивается на несколько мм, поэтому слишком малый зазор может просто исчезнуть. При неимении зазора в рельсах происходит накопление температурных напряжений. Их накопление может спровоцировать выброс пути.
Современным методом предупреждения выброса является использование на железнодорожных магистралях систем мониторинга теплового расширения рельсов, однако вместе с ним уходит и такой привычный для нашего восприятия стук колес.