Имея билеты на поезд, пассажир может рассчитывать на то, что некоторыми сервисными услугами он может воспользоваться бесплатно, а вот за некоторые все придется заплатить дополнительно. Проездной документ дает право проезда с одного пункта в другой, а также перевозки багажа, размеры которого не превышают установленных норм. Также билет выступает и страховкой жизни и здоровья в случае чрезвычайного происшествия. Проездной документ дает право пользоваться сервисными услугами, только за некоторые из них нужно отдельно доплачивать. Разберемся, какие услуги платные и бесплатные, чтобы создать максимальный комфорт во время поездки железной дорогой.
За что не нужно платить?
Если у вас на руках имеется железнодорожный билет, вы имеет право перевозить с собой ручную кладь весом 35-50 кг, при этом сумма трех размеров (длины, ширины и высоты) не должна превышать 180 см. Если параметры багажа превышают указанные нормы, придется за него заплатить. Дети до 5 лет вместе с взрослыми могут путешествовать бесплатно, правда, при отсутствии детского проездного документа им не полагается отдельное место.
Если в проездном документе имеется отметка об оплате постельного белья, все необходимые принадлежности для сна, включая подушку и одеяло, проводник предоставляет сразу пассажиру. Если вам нужны ремни безопасности при поездке на верхней полке, сообщите об этом проводнику. Он должен установить их сам и совершенно безвозмездно.
Мало кто знает, что проводник обязан застилать и убирать постель. Вы можете попросить его об этом. Эта услуга особенно пригодится беременным женщинам, старикам, больным людям или инвалидам.
В фирменных поездах в стоимость билета входит белье, поэтому отдельно его оплачивать не придется. Это относится к вагонам купе.
Если на вокзале вы оплатили горячие напитки (подобную услугу обычно предлагают кассиры), проводник обязан сделать их для вас и принести в ваше купе.
Путешествуя поездом, вы можете бесплатно воспользоваться:
- посудой, в том числе чашкой и ложкой;
- горячей водой для чая, кофе, еды быстрого приготовления;
- настольными играми;
- туалетной бумагой и мылом;
- аптечкой.
Расписание поездов так же должно быть в бесплатном доступе для пассажиров, а проводник обязан выполнять такие действия:
- проводить влажную уборку не только в туалете, но и вагоне;
- следить за общественным порядком и при необходимости принимать меры борьбы с дебоширами;
- контролировать работу кондиционеров или отопительных приборов, поддерживая комфортную температуру;
- оказывать медицинскую помощь пассажирам.
С каждым днем растет и количество поездов, в которых можно пользоваться Интернетом. Услуга предоставляется бесплатно или оплачивается на вокзале при покупке билета.
За что придется заплатить?
Помимо ряда бесплатных услуг, пассажирам доступны и сервисные услуги, за которые необходимо платить отдельно. За дополнительную плату вы можете:
- изменить класс вагона на более комфортный при условии наличия свободных мест;
- приобрести напитки, еду и иные товары, что реализуются в вагонах;
- пообедать или поужинать в вагоне-ресторане;
- приобрести периодические печатные издания;
- заказать завтрак, если в вагоне имеется микроволновка.
Если вы едете не в купейном вагоне или фирменном вагоне, вы можете прибрести постельное белье для комфортной поездки, но обязать вас сделать это никто не может. Вы сами в праве решать, приобретать или не приобретать постельное белье, но учтите, что без него вы не имеете права пользоваться одеялом или подушкой.
Услуги в фирменных поездах
Главной особенностью фирменных поездов выступает более высокий уровень комфорта. В обязательном порядке в них установлены климатические системы, а полки отличаются мягкостью. Проводники, работающие в таких составах, проходят специальный курс подготовки.
Путешествуя фирменным поездом, пассажиры могут рассчитывать на такие бесплатные услуги:
- постельное белье;
- тапочки;
- улучшенные средства гигиены;
- пресса и настольные игры.
В зависимости от направления и особенностей поезда иногда в стоимость включен завтрак. В некоторых составах пассажирам доступна бесплатная услуга вызова такси на вокзал.
Что еще доступно пассажирам?
РЖД предоставляют и ряд дополнительных услуг, которые предоставляются бесплатно или за небольшую плату, но могут существенно повысить комфорт поездки.
У вас имеется возможность забронировать билет за 45-60 суток и получить хорошую скидку. Также скидка предоставляется при покупке группового билета. Пассажирам с детьми следует знать, что за малыша до 5 лет можно не платить, но в таком случае не предоставляется отдельное место. А вот за детей до 10 лет нужно платить, но половину стоимости билета.
Все пассажиры могут сойти с поезда по причине болезни или форс-мажорных обстоятельств и оставить за собой право воспользоваться проездным документом в другой день, но обязательно в течение 10 дней. Если вы зазевались на станции и не успели сесть на поезд, получить свой багаж можно бесплатно на следующей станции.
Вы имеет право бесплатно уехать раньше поездом на один или несколько дней, если имеются свободные места. Если состав опоздал по причине РЖД, вам обязаны вернуть полную стоимость проездного документа.
Также доступны и другие услуги, за которые придется немного доплатить. К таким относится следующее:
- вы можете поехать другим поездом, немного доплатив, если опоздали на свой рейс, но не более чем полсуток;
- поменять билет на поезд в течение 5 суток, если вы попали в непредвиденную ситуацию;
- изменить класс вагона на более комфортный при посадке, если имеются свободные места.
Пользуйтесь бесплатными и платными услугами РЖД, чтобы сделать свои поездки железной дорогой максимально комфортными и выгодными. Если вы желаете сэкономить, не забывайте следить за акциями, которые проводит РЖД. Узнать о них можно на официальном сайте.