Российский ж/дорожный холдинг не останавливает работу по адаптации инфраструктуры для пассажиров, которым требуются особенные условия для путешествий. Все нововведения расширяют возможности безбарьерной среды, делая пребывания на вокзалах, выход на перроны, посаду в поезд и поездку максимально удобными для пассажиров с инвалидностью.
Ранжирование
Минтранс России предложил РЖД ранжировать вокзалы и станции по объемам пассажиропотока и соцзначимости. На балансе РЖД – больше 10 тысяч объектов. Одними пассажиры с особенными потребностями пользуются активно, на других – почти не бывают. Идея Минтранса заключается в том, чтобы финансировать и развивать в первую очередь популярные станции и вокзалы, пояснил зам гендиректора РЖД Д. Пегов.
Обновленная дорожная карта
В целях повышения доступности объектов, поездов и услуг на ж/д транспорте и вокзалах разработана дорожная карта. В ней прописана стратегия до 2035 года по повышению доступности ж/д инфраструктуры для инвалидов. В текущем году доля вагонов для маломобильных граждан в поездах, курсирующих на дальние расстояния, увеличена до 95%. К 2025-му эта цифра вырастет до 97%, к 2027-му – до 99%, а к 2029-му – до 100%.
В пригородных электричках доля вагонов для людей с особенными потребностями выросла до 28%. РЖД купили 13 электропоездов «Ласточка» и 43 поезда ЭД. В их головных вагонах размещены подъемники, чтобы пассажиры на креслах могли без проблем заехать в поезд. Также в вагонах есть крепления для колясок, экстренная кнопка связи с машинистом. К 2025-му доля таких вагонов в электричках вырастет до 33%, к 2027-му – до 37%, к 2029-му – до 42%.
Остаемся на связи
Холдинг постоянно взаимодействует с представителями Общества инвалидов, Общества слепых, Общества глухих. Это позволяет получать обратную связь для повышения доступности ж/д транспорта для людей с особенными потребностями. Предложения Обществ, пояснила представитель ВОС М. Вострикова, РЖД учитывает при разработке ежегодных стратегий по адаптации ж/д инфраструктуры, составлении локальных документов.
Она подчеркнула, что в последние годы решена проблема предоставления льготного проезда инвалидам по зрению на поездах, которые курсируют на дальние расстояния. Другим результатом совместной работы стало повышение доступности для незрячих или слабовидящих людей онлайн-ресурсов РЖД. В этом году будет завершено озвучивание мобильного приложения и сайта РЖД.
Уже сейчас люди с нарушениями слуха могут воспользоваться видеоконсультацией, которая доступна на жестовом языке. Сурдопереводчик-помощник подскажет, как выбрать оптимальный поезд, приобрести билеты, оформить заявку в Центре содействия мобильности, ответит на вопросы. Услуга доступна на сайте РЖД и на видеотерминалах, которые размещены на 194 вокзалах. До конца года такие видеотерминалы планируют поставить еще на 157 вокзалах.
Социальная направленность РЖД помогает инвалидам путешествовать по железной дороге, активно участвовать в жизни страны, повышает качество их жизни, подчеркнула представитель ВОС.
Представитель ВОГ А. Иванов рассказал о разработке еще одного проекта, который сделает информацию доступнее для людей с ограничениями слуха. РЖД тестируют систему, которая выводит сообщения на табло, установленных в вагонах. Глухие граждане могут видеть время прибытия и другую справочную информацию на электронном табло.
Центр содействия мобильности
Постоянно увеличивается число маломобильных пассажиров, обращающихся в Центр содействия. В этом году их количество возросло на треть. Больше 50 тысяч работников железной дороги ежегодно проходят инструктаж и обучение по корпоративным программам РЖД, чтобы помогать пассажирам с любым видом инвалидности.
Обучающие программы и тренинги разрабатываются при активном содействии представителей Обществ инвалидов. Так, в Обществе глухих настаивают, что приоритет при обучении сотрудников РЖД нужно делать на улучшение навыков общения с глухими. Упор также необходимо делать на понимание сути инвалидности. Пока на информационных стойках вокзалов РЖД нет специалистов, которые способны общаться с глухими, подчеркнул представитель ВОГ А. Иванов.
Адаптация вокзалов
Безбарьерная среда – это не только пандусы и лифты, но также современные технологии, которые помогают пассажирам с инвалидность без проблем ориентироваться и перемещаться по вокзалу, осуществлять посадку на поезд, путешествовать. Дирекция ж/вокзалов непрерывно ведет работу по улучшению безбарьерной среды, которую пассажиры могут не замечать, но для людей с особенными потребностями она является критически важной.
Поэтому на вокзалах делают:
- специальное подъемное оборудование;
- тактильные средства навигации;
- справочные видеотерминалы;
- специальные залы ожидания.
При обновлении вокзала безбарьерная среда становится обязательным элементом. Всё это позволяет особенным пассажирам оценить удобство, комфорт, безопасность современных вокзалов, сказал глава ДЖВ Г. Геворкян. Весомый вклад вносят специалисты Центров содействия, которые встречают пассажиров с инвалидностью, сопровождают по территории, помогают с багажом, посадкой и высадкой из поезда. Актуальность Центров содействия доказывают цифры: в 2022-м услугами помощи во вокзалах воспользовалось больше 280 тысяч пассажиров с инвалидность, что на треть больше показателей 2021-го.
В 2022 году на Казанском вокзале заработал первый пункт помощи инвалидам, в котором есть всё что требуется для удобного ожидания поезда, а в Казани и Набережных Челнах открылись специальные пространства для маломобильных пассажиров. Такие пространства оформляются в едином стиле, чтобы повысить их визуальную узнаваемость, подчеркнул Геворкян. В этом году аналогичные пространства появятся на остальных вокзалах столицы, на двух вокзалах Петербурга, а также на вокзалах Адлера, Сочи, Ростова, Новороссийска, Грозного, Костромы, Краснодара.
Комфорт в приоритете
На вокзалах РЖД открываются залы ожидания, в которых удобно пассажирам с особенными потребностями. Первый такой зал открылся на столичном Восточном вокзале. Он получил международную премию «Лучший дизайн для жизни». Степень комфорта на нем смогли оценить больше 10 тысяч пассажиров. В зале есть возможность поставить кресло-коляску и подзарядить ее. Установлен тактильно-сенсорный терминал, диваны, кулеры с водой, столики. Выделено место для размещения собаки-поводыря.
В ближайший год аналогичные зоны заработают на вокзалах Зеленогорска, Новокузнецка, Челябинска, Стерлитамака. На помощь маломобильные граждане могут рассчитывать не только на крупных вокзалах, но также на 10 тысячах остановок по всей России.
По словам гендиректора ФПК В. Пястолова, комфорту пассажиров с особенными потребностями уделяется повышенное внимание. Задача – обеспечить их удобство и безопасность на протяжении всего путешествия, с момента приезда на вокзал и до высадки из поезда.
В парке ФПК сегодня больше тысячи вагонов, адаптированных для особенных пассажиров. В этом году перевозчик закупил 25 спецвагонов и оборудовал 20 купе для проезда маломобильных граждан. Вагоны имеют подъемники, широкий коридор для проезда коляски, адаптированную уборную. В купе выделено место для размещения коляски, есть кнопка экстренной связи с проводником. Вся информация продублирована шрифтом Брайля. Если спецвагона изначально в поезде нет, его могут включить по заявке, уточнил Пястолов.
Инициаторами адаптации вагонов нередко становятся пассажиры. Так, в РЖД обратился инвалид, который сообщил, что в «Ласточке» спецместа рядом с перегородкой удобны не для всех категорий инвалидности. В электричке при содействии представителя ВОИ О. Рысева были выбраны места, которые будут оптимальны для пассажиров с любой формой инвалидности. В результате утвердили места 17,18 (со столиками) и 20 (кресло размещается лицом к проходу, оставляя много места).
Сотрудники ФПК проходят регулярное обучение для обслуживания особенных пассажиров. Только в прошлом году обучились больше 6500 проводников поездов ФПК. В ходе занятий железнодорожники учатся общаться с инвалидами по слуху и зрению, понимать пассажиров с трудностями речевого воспроизведения, изучают особенности функционирования спецоборудования, которое используют инвалиды в пути.
Доказательством того, что поезда РЖД становятся удобнее для инвалидов, являются растущие показатели. В 2022 году в спецвагонах совершили путешествие 328 тысяч маломобильных пассажиров, что в полтора раза больше цифр 2021-го. С начала этого года до апреля показатель вырос еще на 28%.
РЖД напоминает, что инвалиды с сопровождающими могут приобретать билеты за полцены. При участии в программе «РЖД-Бонус» инвалиды первой группы и дети-инвалиды с сопровождающими получают льготу в половину стоимости от цены билета в купе и СВ.