Технологии внедряются во все сферы жизни человека, и железнодорожный транспорт не исключение. Руководство РЖД рассказало о том, что ныне ведется интенсивная работа по разработке беспилотных транспортных средств. Эксперты заявляют, что такой подход позволит оптимизировать логистику, хотя о введении поездов без машинистов в этом или следующем году речь пока не идет.
На форуме, который проходил в Сочи сообщили, что компания сейчас активно работает в направлении применения беспилотных составов. Ныне даже ведутся тестирования в Санкт-Петербурге, хотя массовое их введение в ближайшем будущем не предвидится. Руководитель сообщил, что в целом Московское Центральное Кольцо готово для эксплуатации беспилотников, хотя все нынешние разработки находятся только на стадии тестировании. Может пройти несколько лет, пока наработки станут неотъемлемой частью работы железной дороги, и ежедневно будут применяться для быстрых и безопасных перевозок. Сейчас главная задача, стоящая перед перевозчиком, заключается в обеспечении надежности и безопасности.
С чего все начиналось?
Беспилотные способы передвижения в железнодорожной отрасли имеют давние корни. Первые их испытания проводились еще в 40-х годах прошлого столетия, причем почти в одно время в нескольких странах. В середине 60-х годов составы с автомашинистами начали использоваться для сообщения Сан-Франциско с пригородами.
За пол столетия беспилотные технологии стали применяться в 20 государствах по всему миру. Наиболее протяженная железная дорога, по которой курсируют беспилотники, находится в Дубае. Ее протяженность составляет 80 км. Тройку лидеров также входят пути в Ванкувере и Сингапуре – 68 и 65 км соответственно. Кроме этого, успешно используются автомашинисты во Франции, Японии и других странах. В Париже составы без машинистов курсируют между аэропортом и одной из станций городского метро. Они за год перевозят около 2,5 млн. пассажиров. Удивительно, что поезда были разработаны еще в 1971 году.
В Ванкувере имеется система так называемого легкого метро. Это самая длинная скоростная дорога, управление которой происходит полностью автоматически. В Копенгагене также подземка функционирует без участия человека. Точнее люди следят исключительно за автоматической работой системы. Главная ее фишка заключается в том, что она строго контролирует расстояние между поездами. Такой подход позволяет обеспечить непрерывное движение составов.
История беспилотного железнодорожного транспорта в России началась еще в прошлом столетии, хотя об этом знают не все. Испытания первого поезда без пилота проводились в Москве еще в 1958 году. И хотя, по официальным данным, тестирование тогда прошло успешно, беспилотные поезда так и не были внедрены для обеспечения обычных пассажирских и грузовых перевозок. Работа в этом направлении ведется. Пример того, что на кольцевой линии метро в столице начал курсировать состав, который управляется автоматической системой, является ярким тому подтверждением. Хотя машинист в кабине все-таки присутствует – контролирует автоматику.
Развитие и перспективы
Беспилотное управление транспортом, курсирующим по железным дорогам, состоит из двух основных составляющих. С одной стороны разработчики постоянно работают над созданием поездов, которые смогут передвигаться без участия человека. Мировая практика подтверждает высокие успехи в этом направлении. Технологии постоянно усовершенствуются, тем самым расширяется функциональность составов и их реальные возможности. С другой стороны разрабатываются так называемые «умные системы», которые осуществляют контроль за беспилотным транспортом. Они повышают безопасность передвижения, следят за соблюдением графика и другими спектрами.
Применение беспилотных технологий имеет немало преимуществ. В частности количество обслуживающего персонала снижается почти в половину. К тому же увеличивается перевозная способность железных дорог и существенно экономятся энергоресурсы. Эксперты подтверждают, что инновации имеют немало преимуществ. При применении автоматических систем существенно сокращается время в пути, поскольку появляется возможность использования транспорта на максимальной скорости. Дело в том, что при применении автоматической системы исключается вероятность возникновения аварийных ситуаций из-за усталости машиниста. Сейчас нередко задержки в движении поездов возникают из-за человеческих факторов, причем нередко незначительные сбои приводят к настоящему коллапсу.
Некоторые эксперты отмечают, что пока Россия не готова к масштабному введению беспилотных технологий для осуществления регулярных перевозок грузов и пассажиров. Ныне инфраструктура не способна обеспечить должный уровень обслуживания таких систем. Для реализации масштабных проектов требуется модернизация транспортных средств. И хотя процесс внедрения беспилотных систем сложный, требует тщательного подхода и улучшения многих составляющих факторов, в целом реализация подобного проекта вполне реальна. К тому же сейчас успешно применяются системы ГЛОНАСС и GPS, которые смогут обеспечить связь с поездами без машинистов.
Все эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем беспилотный транспорт введут, но его работа будет строго контролироваться человеком. Другими словами работа компьютерных систем будет производиться под контролем людей. При таком совмещении можно облегчить труд машинистов, но при этом обеспечить более высокий уровень безопасности, сократить затраты и оптимизировать общую систему пассажирских и грузовых перевозок. Большинство экспертов считают, что пройдет не менее 10 лет, пока на железных дорогах России начнут ездить автомашинисты, хотя появление отдельных беспилотных маршрутов возможно уже в ближайшие годы.