Среди проектов национального значения одно из ключевых мест отводится созданию высокоскоростного сообщения в России. Сеть скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей окажет сильное влияние на жизнь общества в целом, а также отдельные регионы. Реализация этого проекта способна изменить ход истории. Разветвленная сеть может стать основой развития страны, быстрого достижения успеха в различных отраслях.
Строительство высокоскоростного сообщения между города имеет особое влияние на экономику. На примере других стран видно, что реализация подобных проектов способствует развитию экономии и ее укреплению. Железная дорога, возведена по новым стандартам, ускорит развитие отдельных городов и регионов за счет процветания малого и среднего бизнеса, отдельных ниш промышленности. Это некий катализатор развития экономики.
Сейчас строительство подобных железнодорожных сообщений необходимо для того, что соединить между собой отдельные регионы, обеспечить не только эффективный пассажиропоток, но и оперативную доставку готовой продукции или сырья.
Ныне РЖД реализует стратегию развития собственного холдинга, в рамках которого принята специальная программа. В рамках этой программы была принята стратегия транспортного развития, которая подразумевает строительство высокоскоростных сообщений в масштабах страны. Программа разработана до 2030 года и ныне утверждена к выполнению.
Согласно выполненным подсчетам, с экономической точки зрения реализация проектов имеет несколько положительных моментов. Во-первых, высокоскоростная магистраль (ВСМ) полностью окупает себя сама за довольно короткий промежуток времени за счет высокого спроса. Во-вторых, она положительно влияет на промышленность и другие отрасли, а также экономику в целом. В поездах, предусмотренных рамками проекта, пассажиры смогу быстро преодолевать большие расстояния безопасно и с высоким уровнем комфорта. Одной из целей разработанной программы стоит задача сделать стоимость проезда в таких поездах доступной каждому человеку.
Программой предусмотрено строительство более 20 скоростных и высокоскоростных магистралей по всей России. Всего запланировано организовать около 50 маршрутов. Протяженность путей, по которым составы смогут двигаться со скоростью свыше 160 км/ч, составит более 11 тысяч километров.
Чтоб оптимизировать систему расселения, ускорить экономический рост отдельных регионов и расширить границы уже существующих агломераций, программу, которая подразумевает строительство ВСМ, будут реализовывать в три основных этапа. Планируется, что сеть ВСМ будет совмещена с пригородными железнодорожными дорогами. В результате удастся обеспечить высокий пассажиропоток в разных направлениях.
Первый этап – масштабное начало грандиозного перевоплощения
На первый этап отводится временной промежуток с 2016 по 2020 год. Основная задача заключается в создании скоростных и высокоскоростных соединений между регионами и отдельными крупными городами. Ключевая роль отводится строительству ВСМ Москва-Казань, которая в будущем может стать часть международного проекта строительство скоростной дороги между российской столицей и Пекином.
Параллельно с этим запланировано возведение еще одно важной магистрали, которая соединит между собой столицу с Адлером и будет проходить через Ростов-на-Дону. Изначально планируется построить пути для высокоскоростных поездов между Москвой и Тулой. В результате таких действий обеспечится оперативное сообщение с рядом важных с экономической точки зрения городов. К числу таких населенных пунктов относится Орел, Курск и Белгород. Наличие ВСМ обеспечить пассажиропоток в этом направлении, а также оперативность передвижения грузовых поездов.
Среди основных задач первого этапа реализации программы и возведение ВСМ между двумя крупными городами Урала Екатеринбурга и Челябинска. Железнодорожную линию, которая соединяет Екатеринбург и Нижний Тагил, планируется модернизировать. В рамках модернизации запланировано проведение ряда работ, направленных не только на улучшение эксплуатационных характеристик, но и повышения сервиса обслуживания на станциях и вокзала.
На первом этапе также стоит задача запустить высокоскоростное железнодорожное соединение между Новосибирском и Барнаулом для развития экономической связи.
Второй этап – развитие ВСМ в разных регионах
В рамках второго этапа, на реализацию которого отводится период с 2021 по 2025 год, запланировано решение нескольких задач:
- Основная цель – расширить ВСМ между Москвой и Казанью до Елабуги. В зоне влияния транспортного соединения окажутся такие крупные города, как Нижнекамск и Набережные Челны. Также запланировано начало строительства ВСМ между столицей и Адлером на двух участках, а именно, между Тулой и Воронежем, Ростовом и Адлером.
- Запланирована организация высокоскоростного сообщения между Москвой и Ярославлем, в частности возведение скоростных путей на отрезке между Ярославлем и Пушкино, а также модернизация уже имеющейся дороги.
- Запланировано создание скоростной дороги между Тюменью и Екатеринбургом, что поспособствует развитию Уральского и Сибирского полигона. В программе прописаны задачи проектирования, нового строительства и улучшение железнодорожных путей, которые были возведены ранее. Модернизации также подлежит имеющая инфраструктура для улучшения сервиса обслуживания.
Третий этап – создание скоростных коридоров между городами
Третий этап является завершающей частью реализации программы. В результате проведенных работ планируется соединить центральную часть страны с Уралом и Поволжьем. В период с 2026 по 2030 год запланировано проведение масштабных работ и создание широкой сети высокоскоростных магистралей, которые позволят сократить время в пути в 3-4 раза.
В рамках третьего этапа запланировано строительство ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, а также завершение возведения путей между столицей и Казанью. Для повышения эффективности железнодорожных перевозок от ВСМ между столицей и Казанью планируется сделать ответвление к Екатеринбургу, которое будет проходить через Ульяновск, Самару и Чебоксары. Строительство ВСМ между Адлером и столицей будет вестись на участке между Воронежем и Ростовом Ставрополь и Минеральные Воды соединить скоростное сообщение.
Наличие скоростных путей между разными регионами обеспечивает мобильность населения, открывает новые возможности для бизнеса, а также повышает уровень жизни в населенных городах, через которые они проходят.
Наиболее стратегическим объектом считается ВСМ Москва-Казань. К реализации этого проекта РЖД приступило в 2015 году, но пока процесс стопорится из-за недостаточности финансирования. Сейчас государство ищет инвесторов для быстрой реализации проекта. По дороге на отрезке между этими дорогами будут ездить поезда с высоким уровнем комфортности.