Двухэтажные составы на российских железных дорогах перестали быть редкостью. Они пущены по многим направлениям и легко узнаваемы по второму ряду окон, большим габаритам и яркой символике. Откуда и куда ходят 2-этажные составы, рассказываем в этом обзоре.
История 2-этажных поездов
Первыми дополнительный этаж в поездах добавили японцы. Впервые такой поезд отправился в рейс в 1904 г. Уже на следующий год такие составы появились в России. Их сделали на заводе в Твери для дальневосточных маршрутов. На первом этаже везли скот и грузы, на втором – ехали пассажиры.
Однако 2-ярусные составы сочли нерентабельными и сняли с маршрутов, загнав в депо. В хрущевские времена поездам с двумя ярусами пытались дать вторую жизнь, но безуспешно. Но накануне Олимпиады-2014 решили пустить 2-этажный состав из Москвы в Адлер. Весной 2016 года добавили 2-этажный состав на этот же популярный курорт, но из Петербурга.
Особенности
Ключевое преимущество 2-этажных составов – повышенная вместительность. Однако в них нет дешевой плацкарты, поэтому пассажиры могут купить билеты только в СВ (18 мест) или купе (64 места).
В «голове» поезда – купе проводников. Пурифайер установлен на нижнем этаже. Слева от входа в вагон – лестница для подъема наверх. Прямо – обычный коридор с купе. Есть купе стандартные и повышенной комфортности.
В 2-ярусном составе есть:
- Оборудование для контроля микроклимата.
- Система для безопасности пассажиров.
- Купе для проводников и начальника.
- Купе для граждан с особенными потребностями.
В купе для пассажиров с особенными потребностями есть верхние и нижние места. На верхнем размещаются сопровождающие. Наклон спинки нижнего места регулируется. Выделено место для размещения коляски. Установлен столик. Сделана кнопка вызова проводника. На входе в вагон есть подъемная платформа. Биоуборная оборудована приспособлениями. Информация продублирована тактильным шрифтом.
В каждом вагоне – три уборные с разъемами для включения фена или электробритвы. Установлены боксы для раздельного складирования отходов. Места для курения отсутствуют. Двери купе открываются магнитной картой, которая выдается при покупке билета. В фирменных составах сделаны душевые.
Плюсы и минусы поездки на 1-м этаже
Многие пассажиры предпочитают купить билет на первый этаж 2-этажного поезда, потому что находят следующие плюсы:
- Наличие розетки-USB для подзарядки смартфона или планшета.
- Чистые биоуборные.
- Купе и отдельная уборная для граждан с особенными потребностями.
- Наличие купе для двоих.
- Есть вендинговые аппараты и бар.
Есть на первом этаже свои минусы:
- отсутствие верхних полок для багажа;
- нижнее место слишком низкое, верхнее – чересчур «прижато» к потолку;
- большее количество попутчиков (вместо 33-36 – шестьдесят четыре).
Преимущества и недостатки путешествия на 2-м этаже
Есть среди пассажиров те, кто принципиально предпочитают купить билет на верхний этаж 2-этажного поезда. На втором этаже онлайн-трансляции в Wi-Fi-кинотеатре стабильнее, есть табло с информацией о том, свободна ли уборная. Каждый пассажир получает воду и мини-набор для перекуса.
Главный минус верхнего этажа – лестница, которая становится проблемой для пожилых пассажиров, а также при наличии большого и тяжелого багажа. Другой существенный минус – отсутствие уборной (она находится на нижнем этаже). Крупным пассажирам и беременным женщинам места могут показаться узкими. Окна расположены слишком низко, поэтому смотреть в них придется согнувшись.
Куда и откуда ходят 2-этажные поезда
География курсирования 2-этажных составов постоянно расширяется. Доехать на них сегодня можно:
- Из Ростова до Адлера и обратно.
- Из российской столицы в Питер, Казань, Адлер, Воронеж, Самару, Ижевск и обратно.
- Из Питера в Адлер и обратно.
- Из Кисловодска в Мск (обратно – на одноэтажном)
Цена на билеты в 2-ярусные поезда зависит от спроса и периода. Перед выходными – дороже, чем в начале недели. В стоимость входит постельное белье, вода, сухпаек (на места верхнего этажа). У проводника можно докупить чай, напитки, кондитерку, снеки, сувениры.